Риндзай-сю

Риндзай-сю 臨済宗 («школа линъцзи») — школа яп. дзэн-буддизма, продолжающая традицию кит. школы линьцзи-цзун. В Японии ее основателем считается Эйсай, к-рый привез из Китая учение ответвления хуан лун школы линъцзи и пытался совместить его с учением школы тэндай-сю. Его ученики Гёю (ум. 1241) и Эйтё (ум. 1247) также придерживались эклектич. направления, находясь под влиянием эзотерич. буддизма тэндай-сю и сингон-сю. Однако дальнейшее распространение в Японии получило учение, восходящее к др. ветви школы линъцзи — ян ци, которую распространил Энни Бэнъэн (1202-1280), активно проповедовавший теорию «единства трех учений» (буддизма, конфуцианства и даосизма) и создавший свое направление Р. — сёицу-ха. Др. синкретич. направлением Р., широко заимствовавшим «тайное учение» (миккё) школы сингон, стало хотто-ха, созданное Мухоном Какусином (1207-1298). Школа Р. снискала популярность среди монахов и мирян, в основном среди воинской знати, в т.ч. в окружении сегунов и государей. Позднее нашла признание и среди горожан. Главными ее храмами в разное время считались Кэнниндзи, Нандзэндзи и др. Во 2-й пол. XIII в. китайские наставники, бежавшие в Японию от нашествия войск хана Хубилая: И-шань И-нин (1247-1317), Лань-цзи Дао-лунь (1213-1278) и др., пытаясь преодолеть синкретизм, создавали собственные направления Р. Благодаря им школа восприняла учения нескольких школ чань, в т.ч. таких, к-рые в Китае противопоставлялись друг другу. Наиболее выдающимися учениками И-шаня были яп. наставники Мусо Сосэки (1275-1351) и Кокан Сирэн (1287-1346). В XIV в. Р. стала основой гос. буд. общины и была создана система «пяти монастырей», или «пяти гор» (годзан), объединившая осн. направления Р. В XV в. в монастырях годзан все более усиливались синкретич. тенденции, помимо эзотерич. элементов в учение Р. стали инкорпорироваться амидаистские идеи. В эпоху Токугава (1603-1868) наиболее значимыми деятелями-реформаторами и мыслителями Р. были Такуан Сохо (1573— 1645), Сидо Бунан (1603-1676), Банкэй Ётаку (1622-1693), Хакуин Экаку (1686-1769) и др., принадлежавшие к монастырям, не подведомственным системе годзан.

Осн. положениями, общими для всех направлений Р., являются идея «становления буддой путем созерцания собственной истинной природы» (кэнсё дзёбуцу), неразличение мирских и.не мирских, обыденных и сакральных занятий, идея необходимости актуализации просветленного состояния в мирской деятельности. Яп. наставники Р. широко использовали положения «тайного учения», в частности доктрину «становления буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу). Обучение в Р. основано на коанах (кит. гун-ань), также в ней изучаются «Сутра сердца праджня-парамиты» («Праджняпарамита-хридая-сутра», сокр. «Хридая-сутра») и нек-рые др. тексты буд. канона. Р. сочетает занятия «созерцанием» (дзэн) с нек-рыми обрядами «тайного учения», с даос, «питанием жизни» и др. Кроме конечной цели — «озарения» (сатори), Р. считает значимыми и мирские цели: «защиту страны», воспитание людей для гос. службы. Достичь «озарения», по учению Р., можно также и при занятиях каллиграфией, стихосложением, воинскими искусствами. Монахов Р. часто критиковали за обмирщение, отступление от «чистого» дзэн-буддизма.


Лит.: Carpenter В.Е. Kokan Shiren and the Transformation of Familiar Things // Tezukayama University Review. 1978. No. 18. P. 1-16; Hübner S . Die Stimme des Dharma: Darlegungen zu Rezitations-Texten der Rinzai und der Soto-Zen-Schule. Heidelberg-Leiden, 2003; Dumoulin К Zen Buddhism: A History. Vol. 2: Japan. Bloomington, 2005.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика