«Риссё анкоку-рон»

«Риссё анкоку-рон» («Трактат о достижении мира и спокойствия в стране путем утверждения истинного [Закона]») — одна из осн. работ Нитирэна, представленная 16 июля 1260 фактическому правителю Японии Ходзё Токиёри. Риссё («утверждение истинного [Закона]») означает укоренение в сердцах людей веры в правильное учение «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»), посредством к-рого они смогут достичь состояния абсолютного умиротворения. В этом заключается путь анкоку — «достижения мира и спокойствия». Эта идея отталкивается от доктрины «Лотосовой сутры» о «подлинной сущности всех проявлений жизни» (яп. сёхо диссо), о возможности достижения гармонии всего сущего путем изменения каждого индивидуума. Гл. причиной бедствий, обрушившихся на Японию (сильного землетрясения в августе 1257, тайфунов, засух и эпидемий), Нитирэн считал принятие людьми тех учений, к-рые неверно интерпретируют учение Шакьямуни, в частности амидаизма.

По утверждению Нитирэна, амидаизм, обещающий людям спасение на том свете, отрывает их от реального мира, вызывая духовный вакуум. В результате этого в об-ве, не внемлющем наставникам, способным указать людям верный духовный путь, развиваются такие негативные качества человека, как алчность, гнев и невежество, что влечет за собой возникновение стихийных бедствий и войн. Трактат «Р.» составлен в форме диалога между гостем и хозяином, под к-рыми подразумевались Ходзё Токиёри и сам Нитирэн. К концу диалога, осознав, в чем истина учения Будды, гость выражает свое твердое намерение верить и утвердить в об-ве подлинное учение, способное обеспечить в реальной жизни безопасность и мир на земле.

Само название трактата четко указывает осознанную Нитирэном суть буддизма, а именно возможность преобразования реального мира путем духовной трансформации каждого человека. Эта идея раскрывается в девятом ответе, т.е. в последней фразе хозяина: если мы откажемся от веры в ложное учение и примем как истинную единственно правильную доктрину, к-рая и является учением Будды, способным спасать людей (т.е. «Лотосовую сутру»), говорит он, то реальный мир мгновенно проявит сущность Чистой земли вечного Будды. Как следствие этого народ в этой реальной жизни сможет достичь духовной и физической безопасности и спокойствия.


Соч.: Симпан Нитирэн дайсёнин госё дзэнсю (Новое издание полного собрания сочинений великого святого Нитирэна). Токио, 1952; Сева тэйхон Нитирэн сёнин ибун (Наследие великого святого Нитирэна). Т. 1-4. Минобу Куондзи, 1952-1959.

Кобаяси Масахиро

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика