Риссё косэй кай

Риссё косэй кай (Общество установления правильных взаимоотношений путем утверждения истинного [Закона]) — одно из наиболее массовых религ. движений, возникших на базе идей «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапун-дарика-сутра»). Основано Нивано Никкё (1906-1999) и Наганумой Мёко (1889— 1957). В 1938 оно отделилось от Рэй ю кай как самостоятельная орг-ция под назв. «Дайниппон риссё косэй кай» в связи с разногласиями относительно значимости «Лотосовой сутры» как базового текста. В 1960 было переименовано в Р.к.к. После смерти Наганумы Нивано произвел модернизацию движения, перенеся акцент с магич. практики заговоров и заклинаний на воспитание адептов на основе коммент. «Лотосовой сутры» и разъяснении доктринальных положений раннего буддизма, таких как Четыре благородные истины, Восьмеричный путь, 12-членная формула взаимозависимого возникновения (санскр. пратитья самутпада), а также шесть парамит буддизма махаяны, составляющих «путь бодхисаттвы». Объектом почита- ния был объявлен абсолютный вечный Будда, воплощением к-рого на земле был Будда Шакьямуни, а «Лотосовая сутра» и две обрамляющие сутры — «Сутра о бесчисленных значениях» (санскр. «Ананта-нирдеша-сутра») и «Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисаттвы Самантабхадры» (кит. «Гуань Пу-сянь пуса син фа цзин») — стали гл. канонич. текстами.

Совершенствование личности, ведущее в конечном счете к обретению спокойствия и благополучия в семье, гос-ве и во всем мире, объявляется гл. целью религ. практики Р.к.к. В его учении была дана своя интерпретация положения буддизма о почитании «трех сокровищ»: Будды, Дхармы и сангхи. Почитание Будды толкуется как вера в возможность выявления заложенной в каждом человеке «природы будды» и мобилизация всех сил для достижения этого. Почитание Дхармы (Закона) понимается как изучение буд. доктрины и применение ее в собственной жизни. Почитание сангхи рассматривается как сотрудничество членов организации, предполагающее обмен мнениями и коллективное обсуждение истин буддизма, в результате чего устраняется их недопонимание. Поэтому одной из форм практики Р.к.к. является ходза — собрание из 10-20 последователей, во время к-рого положения буд. учения разъясняются применительно к конкретным жизненным ситуациям. Помимо ходза в Р.к.к. практикуются поклонение предкам, а также различные формы миссионерской и благотворит, деятельности, рассматриваемой в качестве практики «пути бодхисаттвы».

С 1969 в рамках Р.к.к. было организовано движение по участию в мероприятиях по благоустройству жизни, донорстве, соблюдению правил дорожного движения и т.д. ради построения «светлого общества», с 1975 развернута деятельность по помощи развивающимся странам, сбору пожертвований, а также инициировано движение «Пожертвуй одну трапезу» в пользу голодающих. С 1965, когда Нивано был приглашен на Второй Ватиканский конгресс, Р.к.к. принимает активное участие в межконфессиональном сотрудничестве и пацифист, деятельности в качестве члена организации Всемирной конференции религий во имя мира (WCRP).


Лит.: Rissyo kosei kai. Tokyo, 1966; Игнатович А.Н., Светлов Г.Е. Лотос и политика. М., 1989.

Ониси Кацуаки

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика