Риме

Риме (тиб. ris med, букв, «непредвзятый», «вне разделений»), друпта риме (grub mtha' ris med) — идейное течение в тиб. буддизме, возникшее в последней трети XIX в. Главными вдохновителями были последователь школы сакья Кьенце Ван- по (1820-1892), ученый и энциклопедист школы кагью Джамгон Контрул (1813- 1899) и тертон (см. Терма) Чокгьюр Дечен Линпа (1829-1870). Первоначально Р. получило распространение среди представителей сакья, ньингма и кагью в вост.- тиб. р-не Кхам как реакция на укрепление позиций правящей школы гелук на фо- не полит, противостояния местных аристократов, поддерживавших разные школы. Одним из проявлений этой реакции стал новый виток доктринального противостояния, что выразилось, в частности, в дебатах по поводу доктрин Нагарджуны, Чандракирти и Шантидэвы и привело к ярко выраженному разграничению школьных направлений философии на «верные» и «неверные». Суть Р. заключалась прежде всего в попытке выйти за пределы межшкольных доктринальных противоречий и приверженности только своей традиции как единственно правильной. Часто Р. понимается неверно как экуменическое или эклектическое движение, или даже как еще одна школа тиб. буддизма, или попытка объединить эти школы в одну на основе их схожести и общих линий преемственности. Однако Р. — это только подход, допускающий свободный выбор практики учений разных линий тиб. буддизма наряду с собств. школьной линией. Особенность Р. состоит в признании различий и уникальных особенностей разных линий передачи учения и сохранения их во всей полноте и исключительности при понимании их общебуд. основы. Кьенце Ванпо и его сторонники призывали к сохранению и развитию всех сохранившихся на то время в Тибете буд. учений независимо от их школьной принадлежности, при этом делая упор на поддержание и собств. школьной традиции. Кьенце Ванпо и Джамгон Контрул старались сохранить оригинальный подход и методы каждого учения, не смешивая их термины и концепции, но в то же время сделали их более доступными. Они провели много лет в путешествиях по Тибету, собирая редкие или почти полностью исчезнувшие учения различных буд. школ и прилагая усилия к их сохранению и распространению. Результатом этих усилий стало составление крупнейших собраний буд. доктрин и учений, ставших своего рода каноном для последователей Р. школ сакья, кагью и ньингма. Джамгон Контрул под руководством Кьенце Ванпо составил пять «сокровищниц» — многотомных собраний наставлений, принадлежащих различным линиям тиб. буддизма: «Сокровищница мантры школы кагъю» в 8 т., «Сокровищница драгоценных терма» в разных редакциях насчитывающая от 63 до 111 томов, «Сокровищница наставлений» в 18 т., «Сокровищница тайных наставлений» в 13 т., «Сокровищница всеобъемлющего знания» в 4 т. Другой близкий ученик и последователь Кьенце Ванпо по имени Джамъян Лотер Ванпо (1847-1914) составил еще два многотомных собрания наставлений различных линий преемственности с упором на учения школы сакъя: «Собрание садхан» в 14 т. и «Собрание тантр» в 30 т. Другим важным достижением деятельности учителей Р. была публикация и распространение собрания соч. важнейшего мыслителя школы сакъя Горампы Сонам Сенге (1429— 1489), к-рое запретило печатать центр, тиб. правительство. Кьенце Ванпо и его сторонники сыграли решающую роль в диалоге между школами тиб. буддизма. Практически все крупные духовные лидеры тиб. буддизма XX в., такие как воплощения Кьенце Ванпо — Дзонсар Кьенце Чойкьи Лодро (1893-1959) и Дилго Кьенце Ринпоче (1910-1991), Кармапа XVI (1924-1981), Дуджом Ринпоче (1904- 1987) и др. учителя школ сакъя, нъингма и кагъю, а также многие влиятельные ламы гелук следовали принципам движения Р. В наст, время одним из главных пропагандистов и сторонников Р. является Далай-лама XIV Тендзин Гьяцо.


Лит.: Aris M. Jamyang Khyentse's Brief Discourse on the Essence of All the Ways // Kailash. 5. No. 3 (1977). P. 205-228; Gene Smith E. 'Jam mgon Kong sprul and the Nonsectarian Movement // Among Tibetan Texts. Wisdom Publications, 2001; Ringu Tulku. The Ri-me Philosophy of Jamgön Kongtrul the Great. Shambhala Publications, 2006.

Ю.А. Спиридонов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика