Сайтё

Сайтё 最澄, посмертное имя Дэнгё-дайси 傳敎大師 (767, пров. Оми, — 822, монастырь Энрякудзи в окрестностях Киото) — яп. буд. монах и мыслитель, основатель школы тэндай-сю, являющейся аналогом кит. школы тяньтай-цзун. В возрасте 12 лет С. принял монашеский обет. Обучался у Гёхё (722-797), ученика кит. монаха Дао-сюаня (702-760), к-рому, наряду с кор. монахом Симсаном, приписывается создание школы кэгон-сю. В 785 С. принял полное посвящение в монахи в храме Тодайдзи и удалился на гору Хиэй, где основал храм Энрякудзи, а также написал свое первое соч. «Гаммон» («Обращение к Будде с желаниями»). В 804- 805 С. был в Китае, где обучался в храме Сючаньсы на горе Тяньтай. По возвращении получил разрешение основать новую школу.

Согласно С, учение школы тэндай должно было состоять из четырех частей. Первая часть у С. именуется «совершенной» (эй). В нее входит изучение «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра»), трудов Чжи-и и др. мыслителей тяньтай-цзун. При этом С. исходил из установки, что «все учения будды в конечном счете не противоречат друг другу и могут быть сведены в единую, всеобъемлющую и совершенную систему». В трактате «Дай то сира сёсюги сёэбё тэндай-сю гисю» («Собрание значений тяньтайских [доктрин], на которые искусно опираются значения [доктрин] всех школ великой Тан и Силлы», 818), доказывая превосходство учения тэндай-сю, С. вел полемику с представителями др. буд. школ, в частности с деятелем школы хоссо-сю Токуицу (780-842), к-рый придерживался взгляда, что достичь состояния будды могут лишь существа, обладающие активной «природой будды» (гё буссе). В ответ на критику Токуицу осн. положений тэндай-сю в трактате «О природе будды» («Буссё сё») С. написал два трактата: «Сочинение о защите государства» («Сюго кокай сё», 818) и «Замечательные изречения „Лотосовой сутры"» («Хоккэ сюку», 821), где говорилось о превосходстве «Лотосовой сутры» над др. учениями как великого прямого пути, посредством к-рого достигается всеобщность просветления.

Вторую часть С. называет «тайной» (мщу) и причисляет к ней доктрины и ритуальный комплекс буддизма ваджраяны, к-рые он инкорпорировал в учение школы тэндай. Для укрепления эзотерической традиции в тэндайском буддизме С. в течение нескольких лет поддерживал отношения с Кукаем — основателем школы сингон-сю.

Третья часть — «созерцание» (дзэн). Она представляла собой практику медитации, осн. часть к-рой была заимствована из ритуальных церемоний чань-буддизма (см. Чань-цзун). С. дополнил ее обязательной для всех монахов школы тэндай 20-летней практикой подвижничества на горе Хиэй.

Четвертая часть — «заповеди» (кап). Это были правила, по к-рым живет буд. община, и их толкование. Для тэндайской общины монахов С. составил особый кодекс буд. заповедей, в основу к-рых легли «заповеди бодхисаттвы», изложенные в «Сутре о сетях Брахмы» (санскр. «Брахмаджала-сутра») «Заповеди бодхисаттвы» получили дальнейшую разработку в трудах С. «Рассуждение, проясняющее заповеди» («Кэнкай-рон», 820) и «Правила в шести статьях» («Рокудзёсики», 818). В этих сочинениях он показал махаянский идеал бодхисаттвы, совмещенный с образом «истинного» буд. монаха, — «бодхисаттву- монаха», к-рого С. также называл «сокровищем страны» (кокубо). К бодхисаттвам С. также причисляет и мирян, но только в том случае, если они принимают и возглашают заповеди, стремясь к «собственной пользе» через «пользу для других». Это важнейшее утверждение, поскольку оно подразумевает необходимость расширения сангхи за счет истинных адептов буддизма и предусматривает в этом случае отказ от устава-вм/ши как от ненужной формальности.

Учение С. не было простой копией учения школы тянътай. Осн. особенностями взглядов С, выделяющими их из традиции тянътай-цзун, являются дальнейшее развитие доктрины о наличии во всем сущем «природы будды», интерпретация концепции единого пути спасения, или «единой колесницы» «Лотосовой сутры», с акцентом на универсальную возможность достижения состояния будды всеми живыми существами; своеобразное понимание «заповедей бодхисаттвы» как выражения скрытой внутри каждого существа «природы будды» и одновременно как способа ее обнаружения; утверждение единства эзотерического и экзотерического учений, нашедшее выражение в интеграции «тайного учения» (миккё) в систему догматики тэндай-сю; концепция защиты гос-ва с помощью буд. учения, рассматривающая гос-во в качестве объекта спасения, т.е. превращения его в страну Будды, и отводящая ведущую роль в этом «бодхисаттвам-монахам», которые должны занимать осн. посты в гос-ве.


Соч.: ТСД. Т. 55, № 2159-2160; т. 56, № 2193; т. 74, № 2361-2365, 2376-2378; т. 84, № 2722; Дэнгё-дайси дзэнсю (Полное собрание сочинений Дэнгё-дайси). Т 1-5. Токио, 1966-1968; Тэндай хонкэй-рон (Основные сочинения школы тэндай) II Нихон сисо тайкэй (Памятники японской философской мысли). Токио, 1976; Сайте. Рассуждение, проясняющее заповеди (Кэнкай-рон) // Историко-философский ежегодник. М., 2006.
Лит.: Цудзи Дзэнноскэ. Нихон буккё си (История японского буддизма). Т. 1. Токио, 1969; GronerP. Saicho: The Establishment of the Japanese Tendai School. Berk., 1984; Накао Сюмбаку. Дэнгё-дайси: Сайтёно кэнкю (Дэнгё-дайси: исследование Сайте). Токио, 1987; Hazama Jiko. The Characteristics of Japanese Tendai // Japanese Journal of Religious Studies. 1987. No. 14/2-3. P. 101-112; Matsunaga Daigan & Alicia. Foundation of Japanese Buddhism. Vol. 1. Tokyo, 1987; Shirato Waka. Inherent Enlightenment (Hongaku Shiso) and Saicho's Acceptance of the Bodhisattva Precepts // Japanese Journal of Religious Studies. 1987. No. 14/2-3; Буддизм в Японии. M., 1993; Трубникова H.H. «Заповеди бодхисаттвы» и буддийская община в учении Сайте // Историко- философский ежегодник. М., 2006.

Е.С. Лепехова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика