Сакья

Сакья (тиб. sa skya, букв, «серая земля») — одна из четырех гл. школ тиб. буддизма. Наряду с кагью и гелук относится к т.н. «новым» (сарма) школам, зарождение и развитие к-рых связывается со второй волной распространения буддизма в Тибете. Основана в 1073 Кон Кончок Гьялпо (1034—1102), потомком «божественного» рода Кон. Духовная и администр. власть в С. передаются по наследству от отца к сыну (глава школы не обязательно должен быть монахом) или по мужской родственной линии. В наст, время главой С. является 41-й Сакья Тридзин Нгаванг Кунга (род. 1945). Систематизация осн. доктрин С. связана с именами пяти «отцов-основателей» (сакья гонма нга): Сачен Кунга Ньинпо (1092-1158), Сонам Цемо (1142-1182), Джецун Дракпа Гьялцен (1147-1216), Сакья-пандита (1182-1251) и Чойгьял Пакпа-лама (1235-1280). В XIII-XIV вв. представители С. были главной правящей силой в Тибете, чему способствовали прочные связи, установленные Сакья-пандитой с монг. Годан-ханом, а Пакпа-ламой — с ханом Хубилаем. Внутри С. выделяются три осн. направления: нгор, связанное с одноименным монастырем, основанным Нгорчен Кунга Санпо (1382-1457), цар, основанное Царчен Лосел Гьяцо (1502- 1566), и дзонг, основанное Дзонпа Кунга Намгьялом (1432-1496), различия между к-рыми в основном ограничиваются ритуальными традициями.

Гл. учением С. является ламдре (букв, «путь-плод»), идущее от инд. махасиддхи Вирупы и основанное на «Хеваджра-тантре». Ламдре состоит из двух осн. частей: «три видимости» (нансум) — общемахаянское учение (см. Махаяна) и «три тантры» (гъюсум), связанные с этапами порождения и завершения практики «Хеваджры». К первой части относятся: 1) «нечистая видимость», на уровне к-рой созерцаются природа сансары, уникальность человеч. рождения, закон причины и следствия; 2) «видимость йогического опыта», описывающая переживания, возникающие в процессе порождения бодхичитты, к-рые генерируют несомненное знание; 3) «чистая видимость», акцентирующая памятование о качествах будды. На ступени «трех видимостеи» через практику парамит подготавливается основа для принятия учений ваджраяны. Вторую часть учения ламдре составляют тантры «причины», «метода» и «плода», из к-рых первая вводит одно из центр, филос. воззрений С. — «нераздельность сансары и нирваны» (корде йермё). Согласно этому воззрению, невозможно рассматривать сансару или нирвану в отрыве друг от друга, потому что корнем того и другого является ум. Когда ум загрязнен омрачениями, то он принимает форму сансары, когда же он свободен от омрачений, то проявляется в форме нирваны. Именно эту фундаментальную нераздельность сансары и нирваны необходимо усиленно осознавать в созерцании с помощью «тантры методов», связанных с тантрич. практикой этапов порождения и завершения «тантры плода», результат к-рых — достижение состояния будды.

С XIII в. С. становится главной силой в развитии ученой традиции в Тибете. Труды Сакья-пандиты и его толкования сочинений Дхармакирти оказали решающее влияние на формирование собственно тиб. школы логики и эпистемологии. Сочинения Йактон Сангье Пела (1348-1414), Ронтона, Горампы, Шакья Чокдена стали важным этапом истолкования инд. текстов праджняпарамиты и мадхьямаки, оказали существенное влияние на филос. традиции других школ тиб. буддизма и сегодня остаются основой филос. воззрения школы С.


См. также ст.: Буддизм в Тибете; Ваджраяна; Тантры.
Лит.: Sherab Gyaltsen Amipa. A Waterdrop from the Glorious Sea. Tibetan Institute Rikon, Switzerland. 1976; Jackson D. The Entrance Gate for the Wise. Sa-skya Pandita on Indian and Tibetan Traditions of Pramana and Philosophical Debate. 2 vols. Wien, 1987; Chogyay Trieben Rinpoche. History of the Sakya Tradition. Bristol, 1993; Соднам-Цзэмо. Дверь, ведущая в учение / Факсимиле текста. Пер. с тиб., послесл. и коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб., 1994; Туган Лопсан-Чойкъи-Нъима. Хрустальное зерцало философских систем. Глава Сакьяпа / Факсимиле текста. Пер. с тиб., предисл., введ. и коммент. Р.Н. Крапивиной. СПб., 1995; Deshung Rinpoche. The Three Levels of Spiritual Perception/ Transi, by Jared Rhoton. Bost., 1995; Sakyapa Sonam Gyaltsen. The Clear Mirror: A Traditional Account of Tibet's Golden Age / Transi, by McComas Taylor and Lama Choedak Yuthok. Ithaca, 1996; Davidson R. Tibetan Renaissance: Tantric Buddhism in the Rebirth of Tibetan Culture. N.Y., 2005.

Ю.А. Спиридонов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика