Сакья-пандита

Сакья-пандита Кунга Гьялцен (тиб. Sa skya pandita kun dga1 rgyal mtshan; 1182-1251), тиб. философ и ученый, четвертый из пяти «отцов-основателей» школы сакья. Прославился как один из самых больших мыслителей в истории Тибета, к-рый наряду с Лонченпой и Цонкапой восхваляется как истинное воплощение Манджушри в Тибете. Родился в аристократич. семье Кон и под руководством своего дяди, Джецун Дракпа Гьялцена (1147-1216), изучал сутры и тантры. В 1205 начал обучаться у кашмирского пандита Шакьяшрибхадры (1140-1225), освоил не только традиц. буд. науки, но и санскр. грамматику, поэзию и т.д. Перевел с санскрита на тиб. яз. «Прамана-варттику» Дхармакирти, а также несколько др. сочинений. Обнаружил санскр. текст «Ваджракиламула-тантры» и перевел часть его. В 1247 встретился с ойратским Годан-ханом, к-рого излечил от тяжелой болезни, обратил в буддизм и даровал посвящение в «Хеваджра-тантру», что сыграло ключевую роль в принятии буддизма монг. народами.

Важнейшие сочинения С: 1. «Сокровищница верного познания», в к-рой С. пытается синтезировать гл. положения «Прамана-самуччаи» Дигнаги и семи трактатов Дхармакирти и исправить ошибочное понимание этих текстов у нек-рых тиб. авторов. Считается, что «Сокровищница» была переведена на санскрит одним из учеников Шакьяшрибхадры, и в результате слава С. распространилась в Индии. Это привело к тому, что в 1240 инд. логик Харинанда вызвал С. на диспут, но проиграл, принял буддизм и стал его учеником. 2. «Прояснение намерения мудреца». Посвящено разным вопросам праджняпарамиты и мадхьямаки и попытке согласовать различные их интерпретации Асанги и Нагарджуны. 3. «Различение трех [видов] обетов». Посвящено рассмотрению и критике разных положений, связанных с обетами пратимокши, бодхисаттв и ваджраяны. Здесь же С. подверг критике нек-рые толкования татхагата-гарбхи, положения учения о махамудре у Гампопы, аспекты учения дзогчен и т.д. Сочинение сыграло огромную роль в формировании доктрины школы сакья и стало одним из самых комментируемых и изучаемых.


Соч.: Sakya Pandita. Ordinary Wisdom: Sakya Pandita's Treasury of Good Advice / Transi, by J.T. Davenport. Bost, 2000; Sakya Pandita Kunga Gyaltsen. A Clear Differentiation of the Three Codes: Essential Distinctions among the Individual Liberation, Great Vehicle, and Tantric Systems / Transi, by Jared Rhoton. N.Y., 2002.
Лит.: Gold J.C. The Dharma's Gatekeepers: Sakya Pandita on Buddhist Scholarship in Tibet. N.Y., 2008; Khenchen Appey Rinpoche. Teachings on Sakya Pandita's Clarifying the Sage's Intent. N.Y., 2009.

Ю.А. Спиридонов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика