Самадхи

Самадхи (санскр. samädhi, букв, «сложенность вместе», «собранность», «упорядочивание», «соединение»; кит. саньмэй, яп. саммай) — в инд. теориях медитации сосредоточение внимания, концентрация, созерцание с целью познания объекта как бы изнутри — без посредничества органов чувств и концептуализирующей мысли (кальпана). Широко используется во всех системах инд. философии, так или иначе связанных с йогой и медитацией, но особенно в буддизме и в йоге Патанджали. В буддизме — общее обозначение практик концентрации сознания, входящих в состав звеньев Восьмеричного пути, наряду с шилой и праджней.


См. ст. Дхьяна.

В.Г. Лысенко

В кит. буддизме различаются два вида С: 1) «спонтанное (врожденное)» (шэн дэ); 2) «приобретенное благодаря совершенствованию» (сю дэ), под к-рым подразумевается С, обретенное посредством развития интуитивной мудрости или «добродетельных заслуг» (гун дэ) и являющееся одной из шести парамит («совершенств», букв, «переправ»: милостыня, обеты, терпение, старание, медитация, мудрость). В буддизме махаяны и хинаяны существует множество классификаций С: «три вида С», «четыре вида С», «108 видов» и т.п.

Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов

В одной из первых буд. школ Китая тяньтай-цзун («школа [горы] Тяньтай»), как отмечает Д. Стивенсон, под С. понимали не только состояние психики адепта, но и методы вхождения в С. Основатель школы Чжи-и (538-597) разработал сложную систему правил психофизической и этич. регуляции деятельности адепта. В трактате «Мохэ чжи гуань» (санскр. «Маха-шаматха-випашьяна» — «Великое прекращение [неведения] и постижение [сути]») он излагает основы тяньтайской психопрактики.

Погружению в С. предшествует выполнение пяти блоков требований (по пять пунктов в каждом): 1) выполнение пяти условий (подготовка помещения, одежды, пищи, воздержание от изучения сутр и трактатов и т.п.); 2) «обуздание пяти желаний», пробуждаемых пятью органами чувств; 3) «противодействие пяти стремлениям» (сну, желанию спорить и т.д.); 4) «регулирование пяти дел» (не голодать и не пресыщаться, правильно дышать, не лениться, но и не перенапрягаться в работе и т.д.); 5) «следование пяти правилам» (укреплять желание достичь поставленной цели, подчинять этому все «деяния» тела и ума и т.д.).

Главное внимание в трактате Чжи-и уделяет учению о чжи гуань (санскр. шаматха-випашъяна, яп. сикан, «прекращение [неведения] и постижение [сути]», «самопрекращение и самопостижение»), к-рое является своеобразной трансформацией практик шаматха и випашьяна на кит. почве. В контексте учения о чжи гуань Чжи-и описал четыре вида С, определяемых положением тела, разрешением или запрещением говорить, способом медитации.

1) «С, [обретаемое] попеременным хождением и сидением» (кит. бань син бань изо саньмэй). Включает два типа:

а) «С, [обретаемое с помощью сутр для] широкого распространения» (кит. фан дэн саньмэй). Цель данного вида практики — полное покаяние; акцент делается на ритуальных процедурах. Церемония проводится в одиночку или группой (до 10 чел.). Перед покаянием каждый участник делает подношения наставнику и затем исповедуется в грехах монаху — признанному авторитету в знании правил монашеской дисциплины. После этого произносят магич. формулы — дхарани, и начинается сакральное действо, к-рое продолжается 7 дней (может длиться неск. месяцев или даже лет). В святилище практикующий или непрерывно ходит (совершая 120 кругов по помещению), или сидит. Стоять или лежать не разрешается. Во время ходьбы практикующий произносит дхарани. Сидя в «позе лотоса», он медитирует, причем объектами медитации являются «пустота» (санскр. шуньята), «срединность» (санскр. мадхъя, кит. чжун), а также предметы украшения, находящиеся в помещении.

б) «С, [обретаемое с помощью сутры о] цветке Дхармы» (кит. фа хуа саньмэй). Во время церемонии разрешается только сидеть и ходить. При ходьбе практикующий читает нараспев соответств. главу «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхарма-пундарика-сутра»), сидит же он в «позе лотоса» в полном молчании. Необходимо отчетливо произносить текст сутры, без замедления или спешки, фиксируя собств. внимание на читаемых предложениях. Ни в коем случае нельзя делать ошибки. Собств. голос должен восприниматься как эхо в ущелье. Необходимо научиться визуализировать значение каждой фразы. Соотношение между объемом рецитации и медитирования строго не регламентируется и определяется в зависимости от подготовки практикующего и его индивид, особенностей.

2. «С, [обретаемое] ни хождением, ни сидением» (кит. фэй син фэй цзо сань-мэй). Для этого вида С. не установлены продолжительность действа, а также положение, в к-ром его следует совершать (передвигаясь или сидя в «позе лотоса»; отсюда его название). Данная практика подразделяется на два типа.

а) «С, [обретаемое] просьбой [к бодхисаттве] Внимающему звукам [мира]» (кит. цин Гуань-инь саньмэй). Заключается в произнесении имен будды Амитабхи, бодхисаттвы Авалокитешвары и бодхисаттвы Махастхамапрапты — Обретшего великие силы (кит. Да-ши-чжи, яп. Дайсэйси). Церемония длится, как правило, от 21 до 49 дней.

б) «С, [обретаемое путем] следования собственным намерениям» (кит. суй цзи саньмэй). Гл. внимание уделяется медитации, причем допускаются любые объекты медитирования, к-рые подразделяются на «хорошие», «плохие» и «нейтральные». Общая продолжительность медитации составляет 8 ч. в сутки.

3. «С, [обретаемое] постоянным хождением» (кит. чан син саньмэй). Достижение этого вида С. осуществляется в уединении и продолжается 90 дней. Практикующий выбирает помещение, украшает его, подготавливает особые яства, фрукты и цветы для подношения образу будды на алтаре (как правило, это статуэтка Амитабхи). Медитирование при непрерывном хождении вокруг алтаря по часовой стрелке заключается в визуализации тридцати двух знаков и «восьмидесяти малых знаков» на теле Амитабхи в такой последовательности: сначала от подошв до темени, потом от темени до подошв. Визуализация сопровождается непрерывным повторением про себя и произнесением вслух имени будды Амитабхи.

На первом этапе визуализация конкретна, на втором — более абстрактна: акцент делается на качествах Амитабхи, к-рых насчитывается 40, а не на точках тела будды. На третьем этапе образ будды как объект визуализации исчезает и практикующему открывается непосредственно истинная реальность как она есть, т.е. без каких-либо «знаков» (санскр. лакшана).

4. «С, [обретаемое] постоянным сидением» (кит. чан цзо саньмэй). Обязательным условием является устранение любых внеш. раздражителей. В помещении находится только сплетенный из веревок мат для медитирования. Наличие к.-л. сидений или помостов не допускается. Практика длится строго фиксированное время — 90 дней — и может проводиться индивидуально или небольшой группой. В течение всего периода, за исключением кратковременной ходьбы, во время к-рой совершается медитация, и отлучек для отправления естественных потребностей, практикующий неподвижно пребывает в традиц. «позе лотоса». Он дает обет не спать, не ложиться, не стоять, не передвигаться без цели, не прислоняться к чему-л.


См. лит. к ст. «Мохэ чжи гуань».

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика