Самшая

Самшая (санскр. samsaya, «сомнение», «нерешительность», «колебание», «неуверенность») - в классич. инд. философии неопределенность как антипод уверенности или определенного знания (см. Нирная). С. считается разновидностью либо неведения — авидья (в вайшешике, санкхъе), либо знания, хотя и невалидного, — апрама (в нъяё). Заключается в колебании между двумя возможными идентификациями одного и того же перцептивного опыта, к-рый обычно иллюстрируется примером: «Что я вижу — столб или человека?» С. может быть вызвана плохой видимостью, отдаленностью объекта или повреждением органов чувств. В буддизме термин С. и его синоним вичикитса обозначают одно из главных нежелательных психич. состояний человека, препятствующих его вступлению на буд. путь и прогрессу на этом пути. Во-первых, С. препятствует возникновению доверия Будде, Дхарме и сангхе (см. Триратна). Во-вторых сомнение, наряду с чувственными желаниями, гневливостью, заторможенностью и ленью (пять препятствий; см. Аварана), мешают прогрессу в медитативной практике (дхьяна). В-третьих, С. может спровоцировать принятие за истину ложных взглядов и тем самым поставить преграду для возникновения понимания (праджня). Однако в традиц. буддизме наряду с отрицательным выделяют и позитивный вид сомнения: вопрошание относительно собственной участи, вызванное природной любознательностью, к-рое приводит к правильным взглядам (самъяг-дришти).

Дхармакирти подчеркивает, что С. противоположна достоверному знанию в том, что не ведет к успешному практич. действию. С. бывает двух видов: полное отсутствие знания, выражающееся в отсутствии суждения и соответствующего действия, и сомнение, содержащее некую надежду на успех (артха-самшая) или предвосхищение неудачи (анартха-самшая). В этом случае оно сопровождается суждением и действием, подобно достоверному знанию.

Положительная роль сомнения и состояния озадаченности как катализатора, подталкивающего к обретению понимания, развивается в кит. и яп. буддизме в связи с практикой школ чань и дзэн.


Лит.: Nyanaponika Them (transi, and compilation). The Five Mental Hindrances and Their Conquest: Selected Texts from the Pali Canon and the Commentaries // Wheel Series. 1947. Vol. 26. Kandy, 1961; Jayatilleke K.N. Early Buddhist Theory of Knowledge. L., 1963.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика