Сань ди юань жун

Сань ди юань жун («полная гармония трех истин»). Важнейшее понятие кит. буд. философии, разработанное в школе тяньтай (см. Тяньтай-цзун). Является дальнейшим развитием теории двух истин в ее тяньтайском варианте (см. Две истины). Гл. содержанием теории трех истин была идея их единства.

Своими истоками учение о «полной гармонии трех истин» восходит к традиции школы мадхьямиков. В «Мадхьямака-шастре» (кит. «Чжун [гуань] лунь» — «Шастра о срединном [видении]») говорилось о том, что все дхармы, рожденные причинностью, суть пустота, условность и срединность. Преломив онтологич. содержание данного высказывания через гносеологич. призму теории двух истин, тяньтайские адепты выдвинули три истины: истину пустоты (кун ди), истину условности (цзя ди), истину срединности (чжун ди).

Истина пустоты трактовалась как абсолютная истина. Согласно ей, все вещи «установились» благодаря причинности, они пусты и не имеют своей природы. Эту истину называют также «истиной несуществования» (у ди).

Истина условности (цзя ди, букв, «искусственная») понималась как условная, или мирская, истина. Содержание ее сводилось к тому, что все вещи хотя и признаются пустыми и не имеющими своей истинной природы,, тем не менее не отрицаются как не существующие вообще или не имеющие абс. существования.

Третья истина — чжун ди — называется также «высшей истиной срединного пути». С т.зр. этой истины все вещи рассматривались одновременно и как пустота, и как условность.

Все три истины пронизывают друг друга, составляя гармонию. Ни одна из них не может рассматриваться в отрыве от других. Вещи обладают условным существованием, т.к. они пусты, т.е. условность вещей определяется их пустотностью. И наоборот, они пусты, т.к. существование их условно, т.е. пустота вещей определяется их условностью. Оба этих аспекта неотделимы друг от друга и существуют одновременно, а это составляет содержание срединности. Срединность тождественна обоим, т.к. срединность — это состояние условности и пустотности. Т.о., все три истины составляют одну истину — три в одной, одна в трех. С т.зр. «полной гармонии трех истин» истинносущее не является чистым бытием, находящимся в отрыве от иллюзорного бытия. Истинный вид сущего — это сосуществование абсолютного и условного. Иначе говоря, вне иллюзорного (феноменального) нет абсолютного (истинного).

Третья — срединная истина — это истина о единстве и гармонии условного и абсолютного. Отражая это единство, она сама составляет с ними единство. Учение С, т.о., не противореча теории двух истин, не корректируя ее содержание, лишь делает акцент на единстве абс. и условной истин, на их гармонии и непротиворечивости друг другу. Единство трех истин, в свою очередь, отражает единство и гармонию мира, что является лейтмотивом учения школы тяныпай, на к-рый ориентирует ее теория трех истин.


Лит.: Takakusu J. The Essentials of Buddhist Philosophy. Honolulu, 1956; Chen K.K.S. Buddhism in China: A Historical Survey. Princ, 1964; Хуан Чанъ-хуа. Фоцзяо гэ цзун да и (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995

Л.Е. Янгутов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика