Санджня

Санджня (санскр. samjnä, пали sannä, букв, «совместное постижение, понимание», ср. англ. cognition, consciousness) — в буд. философии познание через соединение, конструирование единства элементов, связанное с языком, в отличие от виджняны как познания через разделение, анализ, дифференциацию. Переводится как «познание» (cognition), «восприятие», «идея», «концепция», а также «перцепция» (т.е. ассимиляция восприятия с уже существующими идеями). С. часто связана с идентификацией объектов по признакам (нимитта), к-рые позволяют их классифицировать, дать им обозначение (напр., голубой, желтый и др. цвета), отсюда возможный перевод: «словесно-понятийная идентификация». Фактически С. выступает аналогом познания объекта в каком-то качестве, ср. одно из высказваний Будды: «Говорю вам, монахи, С. это то, что выражается в обычной практике, когда некто познает нечто, говоря: „Я воспринял это как то"». В Дигха-никае (1.93) употребляются выражения «воспринимать демонов как демонов», «воспринимать демонов как черных». Это предполагает, что один и тот же объект может быть воспринят разными людьми в разных качествах, и это будут разные случаи С. Чтобы проиллюстрировать это явление, П. Хэрвей ссылается на известный пример Витгенштейна с рисунком, в к-ром можно увидеть утку или кролика (1995, р. 142). В ситуации повторного восприятия объекта С. трактуется как узнавание признаков, воспринятых ранее в др. объектах, и в этом отношении С. действует как припоминание. Ср., примеры из «Аттхаасалини» (ПО): плотник узнает бревно по отметине, к-рую он сам поставил; члена религ. общины узнают по знаку на лбу; царский слуга узнает предметы царского облачения по меткам, к-рые он прикрепил к ним раньше. В комментаторской литературе С. иногда выступает как спекулятивная проекция. Так, в «Висуддхимагге» Буддагхосы есть ссылка на известную притчу о слепцах, к-рые, ощупывая разные части слона, заключали на этом основании, как он выглядит (одни уподобляли его горшку, другие столбу и т.п.). С. в этом смысле может привести к пролиферации (прапанча) придуманных образов и идей. Среди мыслей, в истоках к-рых обнаруживается деятельность С, — «Я есмь». Однако С. способна порождать и правильные идеи: умение распознать непостоянство (анитьята) всецело зависит от С. В списке факторов индивида (см. Скандхи) С. является фактором тела (рупа) и фактором ощущения (ведана), предопределяя, в свою очередь, действие кармических факторов (санскара) и распознавания (виджняна).

Иногда С. выступает как синоним сознания в целом (синоним виджняны, читты, джняны), напр., в обозначениях категорий существ (санджня-сатта) или в названии высшей стадии медитации — «не сознавание и не-несознавание».


См. лит. к ст.: Виджняна; Пратьякша; Скандхи.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика