Сангха

Сангха (санскр. samgha, «множество», «союз», «совокупность», «община», «общество», тиб. гендун, кит. сэн, сэнцзя, яп. со, согя) — буддийская община. Наряду с Буддой и Учением/Дхармой — одна из «трех драгоценностей» (санскр. триратна) буддизма. Существует неск. значений этого термина. 1. В раннем буддизме и тхераваде под С. часто понималась община буд. адептов четырех категорий (шротапанна, сакридагамин, анагамин, архат). 2. Все монахи-буддисты мира. 3. Монахи определ. школы или монастыря, придерживающиеся единого устава (виная); для ее образования достаточно трех человек. 4. В странах распространения махаяны С. часто понимается как буд. сообщество монахов и мирян. Первую общину, ставшую прообразом всех последующих, основал Будда. Она состояла только из монахов-мужчин (санскр. бхшшу, кит. бицю), однако впоследствии Махапраджапати (пали — Махападжапати), сестра покойной матери Будды, воспитавшая его, уговорила создать и женскую общину монахинь (санскр. бхикшуни, кит. бицюни), куда также вступила Яшодхара (пали — Ясодхара), бывшая жена Будды. Однако в целом вплоть до наст, времени повсеместно преобладают мужские общины.

Первоначально члены С. не имели постоянного местожительства: это были странствующие аскеты, живущие подаянием мирян, слушающие проповеди Будды. В период муссонов они пережидали дожди в пещерах, где, в частности, обсуждали разл. аспекты учения, вели диспуты. По мере роста популярности буддизма богатые миряне стали преподносить общине различные дары. Так, царь Бимбисара передал в дар бамбуковую рощу Велувана в Раджагрихе, ставшую постоянным прибежищем для монахов.

Увеличение численности буд. общины потребовало введения единого устава, обязательного для соблюдения всеми монахами, в к-ром оговаривались условия вступления в общину и правила поведения монахов.

Начиная с 6 лет любой желающий мог вступить в общину, а с 10 лет — стать послушником (саманера — сын аскета). На послушников распространялись десять предписаний-запретов (см. Шила): 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять спиртного, 6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра. Послушникам также вменялось в обязанность изучать под руководством наставника Дхарму, виною и готовиться к посвящению (упасампада).

До сегодняшнего дня в ряде буд. стран монастыри рассматриваются как своего рода школы и ун-ты, где дети получают образование. Впоследствии большинство из них возвращаются домой и ведут обычную мирскую жизнь, нек-рые же продолжают духовный путь. В возрасте полных 20 лет после обряда посвящения адепт становится полноправным членом С. Обряд посвящения включает в себя троекратное повторение формулы о трех прибежищах (в Будде, Дхарме, С), а также ответы на вопросы о здоровье, свободе от долгов и социальных обязанностей, о согласии родителей, возрасте, имени и имени наставника, наличии чаши для подаяний (патра) и монашеской одежды. В зависимости от направления, школы, региона, историч. периода обряды посвящения могли несколько различаться. Монашеские одеяния традиционно были желтыми или оранжевыми, т.к. первоначально в качестве таковых использовались выброшенные старые, пожелтевшие на солнце одежды.

Монахи обязаны были соблюдать 227 правил, собранных в пратимокше («то, что способствует освобождению») — монастырских уставах различных буд. школ. Они повторяются вслух дважды в месяц во время общей исповеди. Из них 152 правила обязательны к исполнению, 75 — желательны. Наиболее благочестивые монахи брали на себя обязательство соблюдать большее кол-во правил, изложенных в текстах Виная-питаки. Правила подразделяются на семь групп. Нарушение всех четырех запретов первой группы (намеренное убийство, воровство, ненадлежащая сексуальная связь, ложь о собств. сверхъестественных способностях) влечет за собой самое строгое наказание — изгнание из С. Наиболее же страшным грехом считалось внесение раскола в С. Дэвадатта, двоюродный брат Будды, за это, согласно учению тхеравады, попал в ад Авичи — самый нижний из восьми великих адов (однако, согласно гл. XII «Лотосовой сутры», Дэвадатта станет буддой). Миряне, становясь последователями буддизма (упасака и упасика), берут на себя обязательство соблюдать пять осн. нравственных правил (санскр. панчашила): 1) не убивать живых существ, 2) не красть, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять и не продавать одурманивающие средства. Цвет одеяний буддистов-мирян в отличие от монахов — белый, знак чистоты поступков, слов и помыслов.

Любой член С. может в любое время по собств. желанию покинуть ее. Это, в частности, способствовало достаточно широкому распространению практики поступления мирян в монастырь на определ. срок. Традиционно этот период не должен быть меньше месяца.

Любой человек вне зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения и т.п. может стать членом С. Провозглашается также равенство всех монахов. При этом сохраняется определ. половое неравенство — любой мужчина-монах стоит в иерархии выше женщины-монахини.

Существуют определ. запреты на вступление в общину. Прежде всего это касается людей высокомерных, склонных к аффектам (напр., евнухи), несвободных в своих действиях (рабы, гос. деятели). Кроме того, запрет распространяется на тех, кто не способен исполнять правила (больные, калеки). Единственный в семье сын мог вступить в общину только с согласия родителей.

После смерти Будды буд. община стремительно разрасталась. Во многом этому способствовало покровительство царей, прежде всего Ашоки (III в. до н.э.) и Канишки (I-II вв. н.э.).

В Китае становление С. началось в первые вв. н.э. По-видимому, первые буд. общины сложились в Лояне и Пэнчэне и состояли преимущественно из выходцев из Центр. Азии и Индии. Затем по мере распространения буддизма монахами все чаще становились китайцы. Значит, рост буд. С. начался после падения дин. Хань и начала эпохи Троецарствия.

Благодаря соч. «Бянь чжэн лунь» («Рассуждения/Шастра об установлении истинного») буд. монаха Фа-линя (572-640) можно проследить динамику роста численности С. в Китае в III—VI вв. В Юж. Китае в Зап. Цзинь (265-316) существовало 180 монастырей, насчитывалось более 3700 монахов и монахинь, 13 переводчиков перевели 73 сутры. В Вост. Цзинь (317-420) — 1768 монастырей, 24 тыс. монахов и монахинь, 27 переводчиков перевели 263 сутры. При дин. Сун (420-478) — 1913 монастырей, 36 тыс. монахов и монахинь, 23 переводчика перевели 210 сутр. В Ци (479-501) — 2015 монастырей, 32 500 монахов и монахинь, 16 переводчиков перевели 72 сутры. При Лян (502—557) — 2846 монастырей, более 82 700 монахов и монахинь, 42 переводчика перевели 238 сутр. Этому во многом способствовала личность имп. Лян У-ди (502—549), ревностного последователя буддизма. Однако в эпоху Поздняя Лян (555-587) произошло резкое падение численности монастырей (до 108), уменьшилось число монахов и монахинь (до 3200 человек). При чэньском имп. Вэнь-ди (559-566) снова начался подъем буддизма на Юге. Было отреставрировано 60 монастырей, написано 50 сутр, число монахов и монахинь составило 3 тыс. При имп. Сюань-ди (569-582) было отреставрировано и возобновлено еще 50 древних монастырей, написано 12 сзпгр, число монахов и монахинь составило 10 тыс. человек. В это время на Севере, где правили «варварские» династии, буддизм был распространен шире: в эпоху Сев. Вэй (386-534) насчитывалось 30 тыс. монастырей и почти 2 млн. монахов, в Сев. Ци (550-577) в кон. VI в. — ок. 40 тыс. монастырей и более 3 млн. монахов и послушников. Начиная с V и до VIII в. продолжался «золотой век» кит. буддизма и соответственно буд. С. Гонения на буддизм в IX в. на какое-то время ослабили С, но и позднее она продолжала оставаться весьма многочисленной. Так, к 1-й пол. XX в. в стране функционировало более 100 крупных монастырей, в каждом из к-рых проживало в среднем 130 монахов; ок. 200 средних монастырей с 50-75 монахами в каждом. Всего же насчитывалось более 500 тыс. монахов, большинство проживало в небольших храмах и пагодах.


Соч.: Бянь чжэн лунь (Рассуждения/Шастра об установлении истинного) // ТСД. Т. 52, № 2110.
Лит.: Буддизм: словарь. М., 1992; Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. М., 2000; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001; Игнатович А.Н. Школа Нитирэн. М., 2002; Голуб Л.Ю., Другова О.Ю., Голуб П.Ю. Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям. М., 2003.

М. В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика