Саньлунь-цзун

Саньлунь-цзун 三论宗 («школа трех шастр/трактатов»). Учение школы С. базируется на трех шастрах: «Мадхьямака-шастра» («Шастра о срединном [видении]», включающая в себя «Коренные строфы о срединном [видении]» — «Муламадхья-мика-карика» Нагарджуны с коммент. Пингалы), «Двадаша-никая-шастра» («Ши эр мэнь лунь» — «Шастра в двенадцати вратах») Нагарджуны и «Шата-шастра» («Шастра в ста [стихах]») Арьядэвы. К трем шастрам примыкает четвертая — «Махапраджняпарамита-шастра» («Шастра о великой праджняпарамите»), также приписываемая Нагарджуне. Большое внимание в школе С. уделялось также изучению и комментированию еще четырех сутр: «Махапраджняпарамита-сутры» («Сутра великой праджняпарамиты»), «Саддхармапундарика-сутры» («Сутра лотоса благого Закона»), «Аватамсака-сутры» («Сутра цветочной гирлянды»), «Махапаринирвана-сутры» («Сутра о великой паринирване»). Школа С. является кит. вариантом инд. школы мадхьямаки, основатели к-рой глубоко почитаются — Нагарджуна как 1-й патриарх и Арьядэва — как 2-й патриарх С.

В Китае школа С. начинает оформляться в V в. благодаря деятельности Кумарадживы (IV-V вв.), к-рый, будучи последователем учения мадхьямиков, перевел на кит. яз. основополагающие тексты школы. Он считается 1-м собственно кит. патриархом С. В VIII в. школа С. прекратила свое существование в Китае, уступив место собственно китайским, не имеющим аналога в Индии буд. школам. Гл. систематизатором учения и фактич. основателем школы С. считается Цзи-цзан (VI-VII вв.), написавший многочисл. комментарии к основополагающим текстам школы.

Наставники школы С, прежде всего Цзи-цзан, не просто восприняли учение мадхьямаки, но и развили его отдельные фил ос. положения, показав возможности негативной диалектики Нагарджуны. В произведениях мыслителей школы содержится богатый фактич. материал по истории и учениям др. школ, что позволяет полнее реконструировать общее развитие и проблематику раннего кит. буддизма. В этих сочинениях также содержатся материалы, касающиеся истории и проблематики инд. буд. и небуддийских школ, благодаря чему представляется возможным судить о восприятии инд. философии и культуры в Китае в I тыс. н.э. Офиц. хронология школы изложена в цзиньлинской версии трактата Цзи-цзана «Сань лунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр»). Согласно ей, передача учения происходила по след. линии: Нагарджуна — Арьядэва — Рахулабхадра — Пингала — Сурьясома — Кумараджива — Дао-шэн — Тань-цзи — Дао-лан — Сэн-цюань — Фа-лан — Цзи-цзан.

Если в историчности Кумарадживы и его влиянии на формирование школы С. нет никаких сомнений, то последующая линия передачи учения выглядит не вполне достоверной. Скорее всего, от Кумарадживы оно перешло к Сэн-чжао. В пользу этой гипотезы свидетельствует, в частности, то, что Цзи-цзан неоднократно называл Сэн-чжао подлинным основателем школы.

Благодаря стараниям Кумарадживы и Сэн-чжао учение С. получило большое распространение в сев. областях Китая, на юге же идеи мадхъямаки распространялись усилиями Сэн-лана и его учителя Фа-ду (V в.). Фа-ду был приверженцем учения о Чистой земле (см. Цзинту-цзун) и проповедовал «Амитаюх-сутру» («Большая Сукхавативьюха-сутра», кит. «У лян шоу цзин» — «Сутра неисчислимого долголетия»). От Сэн-лана учение перешло к Сэн-цюаню, к-рый известен как автор соч. «Эр ди чжан» («Очерк о двух истинах»), ныне утерянного. Фа-лан к трем сутрам, опорным в учении С, добавил «Махапаринирвана-сутру». Учеником Фа-лана был Цзи-цзан. Наиб, известными учениками Цзи-цзана были Хуй-юань, Чжи-ба, Чжи-кай, Чжи-мин, Учитель Шо-фа (Шо-фа-ши), Хуй-гуань. Кор. монах Хуй-гуань (кор. Пикван, яп. Экан) в монастыре Цзясян-сы перенял от Цзи-цзана учение и в 624 отправился в Японию проповедовать его, поэтому С. может считаться первой буд. школой в Японии под назв. санрон-сю. Учитель Шо-фа известен как автор соч. «Сань лунь ю и и» («Общий смысл содержания трех шастр»). Его учеником был Юань-кан, написавший «Чжао лунь шу» («Комментарии к рассуждениям [Сэн-] чжао») в 3 цз.

Школа С. развивала учение мадхъямаки о двух истинах, «пустоте» (шуньята), Срединном пути (кит. чжун дао; также см. Ба бу чжун дао), «природе будды» (фо сии; см. Татхагата-гарбха) и др. Осн. упор делался на теоретич. обоснование буд. истин.


Лит.: Хуан Чанъ-хуа. Фоцзяо гэ цзун да и (Основное содержание учения буддийских школ). Тайбэй, 1973; Чжунго фоцзяо ши (История китайского буддизма) / Под ред. Жэнь Цзи-юя. Т. 2. Пекин, 1982; Тан Юн-тун. Суй Тан фо-цзяо ши гао (Очерки по истории буддизма [династий] Суй и Тан). Пекин, 1982; он же. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фоцзяо ши (История буддизма [эпох] Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных династий). Пекин, 1983; Фан Ли-тянъ. Фоцзяо чжэсюэ (Буддийская философия). Пекин, 1987; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М., 1987; Чжунго фоцзяо (Китайский буддизм). Т. 1-2. Шанхай, 1989; Буддизм в Японии / Под ред. Т.П. Григорьевой. М., 1993. См. также лит. к ст. Цзи-цзан.

М.В. Анашина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика