Санрон-сю

Санрон-сю 三論宗 («школа трех трактатов») — школа яп. буддизма, продолжающая традицию кит. школы саньлунь-цзун, а также традицию махаянского «учения о пустоте» (санскр. шуньявада), основанную Нагарджуной. Развивалась в древнейших храмах Японии — Гангодзи и Хорюдзи. Основатели С. — кор. монах Хйегван (яп. Экан; ученик Цзи-цзана, прибыл в Японию в 625) и Тидзо (ок. 625- 672), учившийся в Китае. С. опирается на два соч. Нагарджуны: «Шастра/Суждения о срединном [видении]» (санскр. «Мадхьямака-шастра») и «Шастра/ Суждения о двенадцати вратах» (санскр. «Двадаша-двара-шастра», кит. «Ши эр мэнь лунь»), а также на соч. Арьядэвы «Шастра/Суждения в сотне стихов» (санскр. «Шата-шастра»). Кроме них изучался трактат «Суждения о великом знании переправы» (санскр. «Махапраджняпарамита-шастра»). Основу учения С. составляет различение двух истин: обыденной, «мирской» (дзоку-тай) и «истины в первом значении» (дайитиги-тай). Обе истины представляют учение Будды: на уровне «мирской истины» оно передается через «уловки», приноравливается к познавательным возможностям обычных людей, а на уровне «истины в первом значении» Дхарма передается как таковая. Эти два учения не приводят к выявлению мудрости и освобождению от страданий, а только подготавливают к высшему, несловесному уровню знания, к «срединному пути без имен и обликов». При этом «само по себе устранение заблуждений есть выявление правильного». Опровержение заблуждений предполагает критику как обыденных (небуддийских) воззрений, так и раннего буд. учения о дхармах. Неправильные взгляды оказываются «пустыми» (ку), т.е. относительными, верными лишь отчасти, — их ошибки заключаются только в том, что они принимают какие-то частичные знания за полную истину. Вместе с тем сама эта полная истина тоже может быть названа «пустой» (невыразимой), приблизиться к ней возможно не путем утверждений, а путем отрицаний. В отличие от «мирской истины», где каждое утверждение имеет смысл только через соотнесение с противоположным, проповедь Будды, по учению С, движется «срединным путем» между крайними взаимоисключающими утверждениями.


Соч.: ТСД. Т. 25, № 1509; т. 30, № 1564, 1568, 1569.
Лит.: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 192-205.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика