Санскара

Санскара (санскр. samskära) — в буддизме «формирующий фактор». Относится к группе дхарм, играющей специальную роль в системе взаимосвязанных функций индивидуального опыта (см. Скандхи), а также к одному из условий (пратьяя) в цепочке взаимозависимого возникновения (см. Пратитья самутпада). Как и многие др. термины буд. языка описания психики, С. есть одновременно и действие и результат: результат прошлой кармы — «сформированное», «составленное» — то, что живое существо получает в качестве «приданого» в момент своего появления на свет, — его тело, органы познания, пол, социальный статус, окружение и т.п. Но буд. тексты больше подчеркивают активность С. — процесс развития психики в соответствии с заданными кармическими тенденциями, в к-ром С. (мн. ч.) выступают как «формирующие факторы». Они действуют, прежде всего определяя потенциальную сферу психики — мотивации, намерения (в нек-рых текстах С. прямо отождествляются с намерением, поскольку, как известно, Будда отождествил намерение и карму).

Напр., Будда говорит: «Какое человек имеет намерение, что он планирует, к чему у него склонность — это становится основой для виджняны (здесь: эмпирич. „сансарного" сознания. — В.Л.). Когда есть основа, то имеется опора для установления сознания. Когда сознание установлено и начинает расти, происходит возникновение нама-рупы... и всей массы духкхи... Но если человек не имеет намерения, не планирует, не имеет ни к чему склонности, то нет основы для поддержки сознания... нет опоры, нет установления сознания, его роста, нет возникновения намарупы и всей массы духкхи» (Самъютта-никая 11.67).

Благодаря С. происходит постоянное воспроизведение определенных форм жизни, паттернов, «обкатанных» в предыдущих существованиях (можно сравнить живых существ с реками, текущими по определенному руслу). С. — это именно та сила инерции, к-рая, с одной стороны, придает миру живых существ определенную упорядоченность, с другой — затрудняет выполнение духовных задач, нацеленных на разрыв с этим порядком сансары. Однако, как показывает буд. практика, он возможен, в частности, через прекращение намерения, что автоматически устранит действие С.

Многозначность и зависимость от контекста затрудняют перевод термина «С». Среди переводов есть интерпретирующие, напр, «подсознательные тенденции», «интенции» (Г. Шуман), «сила», «энергия» (А.К. Уордер), и буквальные — «ментальные формирования» (Ньянатилока), «слагаемое» (А. Парибок), «формирующий фактор» (В. Рудой).

В текстах Палийского канона (см. Типитака) С. выступают синонимом всех составных явлений (ментальных и материальных) и шире — сансарного существования как такового. Считается, что знание истинной природы С. как непостоянных и т.д. возникает в результате искоренения «омрачений» (асава, клеша). Приводятся и списки С, в к-рые входят исключительно ментальные явления: намерение (четана), внимание (манасикара), витарка и вичара, мысленное сосредоточение (самадхи), решимость (адхимокша), энергия (вирья) и т.п., а также список трех С. — тела (кая), речи и мысли (читта). Известно также определение Будды, согласно к-рому С. есть мотивация, намерение (четана) шести видов (пять разновидностей индрий плюс манас). Условием возникновения С. является, по Будде, контакт (пхасса) чувств, способностей (индрий) и соответствующих объектов, условием их прекращения — отсутствие контакта. К этому ведет Восьмеричный путь (Самъютта-никая 111.60). Каждому уровню медитации соответствует прекращение определенных С. Напр., на уровне 1-й дхьяны прекращается С. речи, на уровне 2-й дхьяны происходит прекращение витарки и вичары, и далее вплоть до прекращения ощущения (ведана) и познания (санджня).

В «Абхидхармакоше» синонимом С. выступает санскрита («составленность») как характеристика дхарм (см. Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы). Васубандху проводит различие между С. продолжительности жизни (аюс-самскара), к-рая является результатом действий в предшествующих рождениях и определена заранее, и С. жизнеспособности (дживита-самскара), зависящей от действий в настоящем существовании и способной оказать воздействие на время жизни. В абхидхармической лит-ре (см. Абхидхармы тексты) С. понимается не столько как бессознательная латентная тенденция, сколько как активная сознательная конструирующая сила, тесно связанная с кармой. Нек-рые будцологи прямо отождествляют С. с кармой (В.П. Васильев, супруги Гейгер), другие же — с волей, намерением (четана) как движущей силой кармы (Ф.И. Щербатской, Э. Фраувалльнер) или с «латентной кармой» (Д. Люстхаус).

Поскольку С. выступают как латентные и подсознательные силы, к-рые невозможно наблюдать даже в медитативном опыте, йогачара причисляет психич. феномены этой категории к дхармам типа читта-випраюкта («отделенные от сознания»). Поскольку их существование не дано в опыте, его можно постичь лишь через логич. вывод.


Лит.: Kapani L. La notion de Samskâra dans I'Inde brahmanique et bouddhique. Vol. 1-2. P., 1992-1994.
См. также лит. к ст. Скандхи.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика