Санскрита-дхармы

Санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы (санскр. samskrta-asamskrta-dharma — «составленные/обусловленные» — «несоставленные/необусловленные» факторы опыта) — классификационные термины сарвастивады (вайбхашики). Категория санскрита-дхармы объединяет факторы опыта существования индивида в череде перерождений (сансара), категория асанскрита-дхармы — факторы освобождения от сансары. Классификация, включающая пять пунктов: четыре разновидности санскрита-дхарм и асанскрита-дхармы, появляется в «Пракаранападе» (тексте из раздела абхидхармы санскр. Трипитаки, приписываемом Васумитре) и затем воспроизводится в разных абхидхармических текстах (см. Абхидхармы тексты). В «Абхидхармакоше» Васубандху эта классификация лежит в основе попытки создания всеобъемлющего учения о мироздании в контексте сансарного опыта индивида. В основе противопоставления санскрита-дхармы — асанскрита-дхармы — противоположность сансары и нирваны: дхармы сансары, «созданные совокупностью совместно возникающих условий» (определение Васубандху), постоянно возникают и исчезают (см. Кшаникавада), поэтому характеризуются как «изменчивые», или «волнующиеся», в противоположность «необусловленным» асанскрита-дхармам, определяемым как «неизменные».

Категория «обусловленных» дхарм подразделяется на четыре разновидности: I. 11 материально-чувственных дхарм (рупа-дхарм), обладающих общим свойством «быть ударенными» (скорее всего, в значении «быть материально обусловленными»). Выводя это значение, Васубандху ссылается на этимологию слова рупа: из глагольного корня гпр, эквивалентного корню lup (ср. лат. rumpere, франц. rompre) со значением «рвать», «ударять», «причинять насилие». Букв, перевод этой этимологич. игры труден, В.И. Рудой дает толкующий перевод: «свойство проявлять, обнаруживать себя» (Абхидхармакоша 1.32). Рупа-дхармы делятся на три разновидности: 1) пять индрий (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание); 2) пять чувственных объектов (видимое, слышимое, вкушаемое, обоняемое и осязаемое), составляющие «проявленное» (виджняпти) — то, что материализовано, «овнешнено» в материальном (речевом или телесном) действии, а также 3) авиджнянти — то, что не материализуется, не «овнешняется», но сказывается на характере действия (напр., принятие обета). Толкование этой трудной для интерпретации категории дхарм было предметом полемики среди абхидхармистов. Не все включали ее в состав материально-чувственных дхарм, сомневаясь в ее «материальности».

II. Дхармы сознания (читта): шесть чувственных видов сознания плюс манас.

III. 46 ментальных (чайтта) факторов, сопровождающих читту. Из них: 1) 10 факторов «широкого действия» (махабхумика), т.е. постоянных: ощущение (ведана), концептуализация (санджня), воля (четана), контакт {спорта), внимание (манасикара), желание (чханда), решимость (адхимокша), памятование (смрити), сосредоточение (самадхи), инсайт (праджня); 2) 10 благоприятных факторов «широкого действия» (кушала-махабхумика): вера (санскр. шраддха, пали саддха), усердие (прамада), покой (прашрабдхи), умиротворенность (упекша), стыд (хри), отвращение к преступлениям др. людей (апатрапъя), отсутствие алчности (алобха), незлобивость (адвегиа), непричинение вреда (ахимса) и энергичность (вирья); 3) шесть факторов «широкого действия», сопровождающих аффицированную мысль (клеша-махабхумика): одержимость (моха), неусердие (апрамада), леность ума (каушидъя), неверие (ашраддхья), заторможенность (стьяна), легкомыслие (ауддхатъя); 4) два фактора «широкого действия», сопровождающие неблагоприятную мысль: бесстыдство (ахрикья) и отсутствие скромности (анапатрапъя); 5) 10 факторов «ограниченного действия» (упаклеша-париттабхумика), к-рые возникают время от времени: гнев (кродха), гордыня (мракша), скаредность (матсарья), зависть (иршья), соперничество (прадаса), стремление навредить (вихимса), враждебность (упанаха), обман (майя), лживость (шатхья), высокомерие (мада); 6) восемь факторов «неограниченного действия» (анията), к-рые в зависимости от ситуации могут сопровождать как благоприятную, так и неблагоприятную или нейтральную мысль: первоначальная мысль (витарка), обдумывание (вичара; см. Витарка — вичара), сонливость (миддха), сожаление (каукритья), жадность (рага), ненависть (пратигха), самомнение (мана), сомнение в учении (вичикитса).

Не все философы сарвастивадинской ориентации признавали эту категорию дхарм, напр., Дхарматрата (представитель даргитантики, живший во II в. н.э.) считал их разновидностями четаны (воли), а Буддхадэва (I в. н.э.) отождествлял их с сознанием.

IV. 14 факторов, отделенных от читты (читта-випраюкта), к-рые не являются ни материальными, ни ментальными: обретение (прапти) — сила, удерживающая вместе дхармы, составляющая отдельный поток существования (дхармы конкретного индивида), а также соединяющая дхармы объекта и дхармы его владельца; потеря обретения (апрапти) — сила, отделяющая одни дхармы от других, объект от его владельца; однородность (сабхагата); невосприятие (асанджника) — сила, ведущая к достижению невосприятия; обретение невосприятия (асанджни-сама- патти) — сила, помогающая войти в транс после остановки восприятия; достижение прекращения (ниродха-самапатти); жизнеспособность (дживит-ендрия)\ рождение (джати); пребывание (стхити); старость и распад (джара); изменчивость и смертность (анитьята). Сюда же относятся три фактора, являющиеся характеристиками санскрита-дхарм: сила означения букв (въянджана-кая), сила означения слов (нама-кая) и сила означения фраз (пада-кая). (См. Языка философия.) Категория «необусловленных» дхарм подразделяется, в свою очередь, на три разновидности: 1) акаша (пустое пространство как объект медитации, отсутствие препятствий); 2) остановка («волнения» дхарм) через различающее понимание (пратисанкхъя-ниродха); 3) остановка в результате не понимания, а отсутствия причины.

Согласно сарвастиваде, эти 75 санскрита-дхарм — асанскрита-дхарм существуют во всех трех временах — прошлом, настоящем и будущем.


См. также ст.: Дхармы; Кшаникавада.
Лит. : Васубандху. Абхидхармакоша. Раздел 1: Учение о классах элементов (Дхату-нирдеша); Раздел 2: Учение о факторах доминирования в психике (Индрия-нирдеша) / Пер. с санскр., коммент. В. Рудого, Е. Островской. М., 1998; Сох С. Dharma and Dharmas // Encyclopedia of Buddhism. N.Y., 2004. P. 217-224.

В.Г. Лысенко

Асанскрита-дхармы (кит. у вэй фа), т.е. не подверженные проявлению в сансаре дхармы, определяются вайбхашиками как «три вида необусловленного»: «беспрепятственное пространство» (акаша) и два «прекращения»: «прекращение с помощью знания» (пратисанкхья-ниродха) и «прекращение, не опирающееся на знание» (апратисанкхъя-ниродха). «Беспрепятственное пространство» называется так потому, что в нем знание объекта «как он есть» (ятхартха-джняна) происходит без к.-л. препятствий (анавритти) со стороны психики, не задерживающей, т.о., свободное движение изменяющейся «формы», что позволяет интерпретировать «беспрепятственное пространство» как потенциальное «вместилище» для любой «формы». Относительно «прекращения с помощью знания» в «Абхидхармакоше» разъясняется, что под таким знанием понимается «чистая мудрость», обретаемая постижением Четырех благородных истин. Причем специально поясняется, что «прекращение с помощью знания» происходит не для всех «загрязненных» дхарм, а для каждой дхармы в отдельности. Этот подход существенно отличен от подхода мадхьямиков, для к-рых постижение «пустотности» (шуньята) дхарм является мудростью (праджня), «очищающей» все дхармы одновременно.

«Прекращение, не опирающееся на знание» понимается Васубандху как абсолютное препятствие для проявления еще не возникших дхарм, т.к. для их проявления отсутствуют условия. Этим препятствием служит медитативное сосредоточение, при к-ром орган восприятия и сознание сосредоточены на одном объекте, и, следовательно, для др. объектов отсутствуют возможности для контакта. В некоторых др. школах, следуя этой логике, в число «необусловленных» дхарм включали также «прекращение (процессов) различения и чувствительности» (санджня-ведана-ниродха). Махишасаки включали дхармы, называемые «устойчивость (психики)» (анинъджъя-асанскрита-дхарма). Виджнянавадины выделяли шесть видов «необусловленных» дхарм: «беспрепятственное пространство», «прекращение с помощью знания», «прекращение, не опирающееся на знание», «устойчивость, неколебимость (сознания)» (ачала), «прекращение (процессов) различения и чувствительности», «реальность (сознания) такая, как есть», или «таковость» (татхата). Строго говоря, объединение «необусловленных» дхарм в отдельную группу само по себе условно, т.к. они, по Васубандху, не проявляются и не исчезают, следовательно, и не могут быть объединены в группу (скандху). В «Праджняпарамита-ратна-гуна-самчая-гатхе» («Праджняпарамита в стихах о накоплении драгоценных качеств») о различии между санскрита- и асанскрита-дхармами, принципиально важном для практики спасения в тхераваде, сказано: «Обусловленные дхармы или необусловленные, / темные или просветленные — / [те, кто озабочен этими вопросами], по меньшей мере / не имеют праджни, развивающей до конца. / Тот, кто приходит в мир проповедовать праджняпарамиту, I не подобен ли неустановимому беспрепятственному пространству?» Согласно воззрениям мадхьямиков и виджнянавадинов, использование подобных различий еще оправдано на уровне «относительной истины» в пропедевтических целях, но при приближении к уровню «абсолютной истины» оно становится бессмысленным.


См. лит. к ст. Дхармы.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика