Саньцзе-цзун

Саньцзе-цзун 三劫宗 («школа трех кальп/ступеней»). Течение в кит. буддизме эсхатологич. направленности. Его родоначальником является монах Синь-син (540- 594), разработавший гл. положения учения на основе доктрины санъ ши — «трех веков» Учения/Дхармы (см. Три века Дхармы). Согласно Синь-сину, современный ему мир с 550 н.э. пребывает в «веке конца Дхармы» (см. Маппо) и люди из-за своих слабых способностей не могут следовать «колеснице Будды», как в «век истинной Дхармы», или же «трем колесницам» (санскр. трияна) — шравак, пратьека-будд или бодхисаттв, как в «век подобия Дхармы», а ради собственного спасения должны совершать к.-н., даже самые малые, добрые деяния, почитать всех без исключения будд и читать все доступные им сутры. Путь максим, альтруизма бодхисаттвы считался Синь-сином наиб, подходящим в условиях всеобщего упадка. Теоретич. фундаментом разработки новых путей спасения стала идея наличия в каждом существе «природы будды» (кит. фо син).

Создание С. являлось своего рода реакцией кит. буддистов на кризисные явления в обществ, жизни Китая V-VI вв. Особенно сильное ощущение прихода «века конца Дхармы» охватило буддистов в эпохи Сев. Вэй и Сев. Чжоу, когда буд. сангха подвергалась жестоким гонениям. С, т.о., представляла в Китае особый тип буддизма, отвечавшего запросам людей, проникшихся ощущением наступления «века конца Дхармы».

Учение С. и проповеди ее патриарха Синь-сина нашли отражение в яп. буддизме эпохи Нара (710-794) в том его течении, к-рое отражало теократич. настроения части духовенства. В частности, они оказали влияние на деятельность яп. «монаха-филантропа» Гёки (или Гёги, 668-749), особо подчеркивавшего необходимость распространения буддизма среди населения, а также участия монахов в общественно полезной деятельности и благотворит, акциях в пользу неимущих.


Лит.: Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972; Игнатович А.Н. Буддийская философия периода Хэйан // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика