Сарваджня

Сарваджня (санскр. sarvajna), сарваджняна (sarvajnäna— «всезнание», «всеведение») — наивысшее духовное состояние; одно из свойств сознания Просветленного в классич. инд. философии. В философии Шанкары С. — одно из свойств, осн. характеристик Ишвары, «обладающего всеми способностями» (сарвашактиса- манвитам). В буддизме С. — одно из свойств Будды. Во мн. буд. текстах для характеристики качеств Будды, и прежде всего его знания, используется термин апрамея — «неизмеримое». Только Будда «мудро ведает» (prajänate) качества (гуны) Будды. «Боги, наги, асуры, шраваки, якши и даже анэкабудды (т.е. пратье- кабудды. — С.Л.) не знают, когда знание Будды (будда-джняна) обнаруживается. Мера (прамана) знания Будды для них недостижима» (Сукхавати-вьюха). «Знание Будды» здесь выступает как «сверхзнание», превосходящее всякое обычное мыслимое знание. Вопрос о его источнике не может быть даже поставлен, поскольку только сам Будда в принципе обладает знанием о том, что такое «знание Будды». Уровень всех тех, кто таким знанием не обладает, обозначается как хинехи, т.е. «низкий». В этом случае хина явно имеет смысловой оттенок «лишенности чего-л.», «неполноты», т.е. полным можно считать только знание Будды, всякое др. знание неполно — хина. Следует подчеркнуть, что неполно оно только по отношению к наивысшему уровню полного знания. Эта «неполнота» в общем-то «естественна» для всех тех, кто еще не стал Буддой, в т.ч. и для тех, кто уже встал на путь совершенствования, но находится еще на стадии обучения, т.е. шраваков-учеников.

В тхеравадинском каноне подробно описана ночь полнолуния в месяце вайшакха, к-рую Сиддхартха Гаутама провел в глубоком сосредоточении. В «Джатака-нидана-гатхе» говорится, что в первую стражу ночи он достиг знания о своих прежних перерождениях (пали pubbeniväsänussatinäna, санскр. purva niväsa anusandhi jnäna). В среднюю стражу он приобрел «божественное око» (пали dibbacakkhunäna, санскр. devacaksuh jnäna). В последнюю стражу он «вращал» в своем сознании «цепь причин и следствий» (пали paiccasamuppäda, санскр. pratïtya samutpäda). Когда он усовершенствовался в этом, земля содрогнулась, и с рассветом Бхагаван достиг «всеведения» (пали sabbannutanäna, санскр. sarvajnatä jnäna). То, что было обретено Шакьямуни на протяжении этих трех страж, в каноне называется «три видъя». Видъя — это не только знание, вернее, не столько знание, сколько особого рода магич. способность. Видъядхары в ведийской мифологии — это полубоги, хранители наиболее совершенного знания магич. обрядов, принимающие по своему желанию любой облик (т.е. свободные от форм).

В «Тевиджджа-ваччхаготта-сутте» из Маджджхима-никаи Будда разъясняет Шренике Ватсаготре (пали — Ваччхаготта), в чем состоит сущность каждой из «трех видъя»: «...я, Ваччха, когда бы ни пожелал вспомнить различные прежние пребывания, о к-рых говорится: „одно рождение, два рождения...", так вот, я вспоминаю прежние пребывания во всех формах и подробностях. И я, Ваччха, когда бы ни пожелал, очищенным божественным видением, превосходящим видение обычного человека... вижу существа, как они умирают и рождаются... в соответствии с результатами их поступков. И я, Ваччха, посредством разрушения [загрязнений], осуществляю здесь и сейчас благодаря моему собственному сверхзнанию (абхиджня) освобождение через волевое усилие (пали четовимутти) и освобождение через интуицию (паннявимутти), к-рые не загрязнены. Вступая в это, вследствие этого, пребываю в этом».

В праджняпарамиты сутрах С. является синонимом праджни. Т.о., С, понимаемая как праджня праджняпарамиты, противопоставляется здесь С. в понимании школы сарвастивадинов, где «всеведение» достигалось знанием матрик, т.е. «списков дхарм».

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика