Сассатавада

Сассатавада (пали sassata, «вечное», väda, «учение», санскр. шашватавада) — в буддизме учение о вечности души (атта, атман) и мира, «этернализм», в противоположность учению о разрушении души со смертью тела — уччхедавада, или аннигиляционизму. Будда считал С. и уччхедаваду «крайностями», к-рым он противопоставлял свой Срединный путь. С. предполагает дуализм неизменной вечной души и изменчивого и подверженного разрушению тела. В практич. аспекте С. может ассоциироваться с жесткой аскетич. практикой, направленной на «освобождение» души от органичений, накладываемых телом (практика самоумерщвления в адживике и джайнизме). Будда относит С. к диттхи — ложному мнению, источник к-рого лежит в психологии человека, в его жажде продления индивидуального существования (бхава-таньха), к-рая с т.зр. буддизма является одним из главных препятствий к освобождению от сансары (нирвана).

В «Брахмаджала-сутте» Будда связывает происхождение С. с ложным выводом из опыта ретрокогниции — припоминания прошлых существований (см. Абхиджня). Не выражая своего отношения к содержанию такого рода диттхи, не пытаясь их критиковать или опровергнуть, Будда описывает психологич. опыт, к-рый может их вызвать, представляя его следующей формулой: «„В то время я носил такое-то имя, у меня была такая-то готра (семейный клан), такая-то варна, такое-то питание, я испытывал такие-то удовольствия и такие-то страдания и достиг такого-то возраста. И тогда я прекратил то существование и начал другое" — так некто вспоминает многочисленные прежние состояния в деталях и с подробностями.

И делает вывод: „Атман и мир вечны, бесплодны, как горные пики, прочны, как столбы, в то время как существа блуждают туда-сюда, перерождаются, теряют одно рождение и обретают другое и пребывают таковыми в веках. Что же причиной всему этому? 'Я' (ахам)..''».

Характерно, что Будда, не подвергая сомнению сам опыт ретрокогниции, видит источник С. лишь в его интерпретации. Он показывает, как из осознания тождества личности в процессе ретропознания делается вывод о вечности атмана. Несмотря на то что в «Брахмаджала-сутте» под С. подразумевается и диттхи о вечности мира (лока), в дальнейшей истории буддизма значение С. связывается в основном с концепцией вечной души.

Будда точно не указывал, какие современные ему доктрины он имеет в виду под С, но под ее описание подходит учение патриарха адживиков Пакуддхи Каччаяны о семи элементах мира (есть совпадение в наборе эпитетов), а также учение упанишад о вечном Атмане: «Нерожденный, постоянный, вечный, изначальный, он не может быть убит, когда убивают тело», и далее: «Познав бестелесного среди тел, среди непостоянных — постоянного, великого, всепроникающего Атмана, мудрый не ведает печали» (Катха-упанишада 1.2.22). Под вечностью мира в упанишадах может иметься в виду вечность Брахмана, в конечном счете отождествляемого с миром, как в распространенной формуле: «Ты — мир, ты — Брахман».

В дальнейшей своей истории буддисты усматривали С. не только в концепции Атмана брахманистских школ и джайнизма, но и в учении о пудгале нек-рых буд. школ.


Лит.: Jayatilleke K.N. Early Buddhist Theory of Knowledge. L., 1963; Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия // Лысенко В.Г., Терентъев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994; Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997; Каrunadasa Y. The Buddhist Critique of Sassataväda and Ucchedaväda: The Key to a Proper Understanding of the Origin and Doctrines of Early Buddhism // Middle Way. 1999. Vol. 74. No. 2. P. 69-79.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика