«Сатьясиддхи-шастра»

«Сатьясиддхи-шастра» (санскр. Satyasiddhi-sästra, кит. «Чэн ши лунь», яп. «Дзё-дзицу-рон») — «Шастра совершенной подлинности», «Шастра о постижении истины», «Суждения о достижении истинного». В 16 цз. Трактат написан Хариварманом (сер. III — сер. IV в.) и переведен на кит. яз. Кумарадживой в 411-412. В соч. «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов») Хуй-цзяо отмечается, что перевод «С», как и ряда др. сутр, Кумараджива сделал в монастыре Да-сы в Чанъани по просьбе военачальников Яо Сяня и Яо Суна.

«С.» открывается 12 гатхами, в двух из к-рых прославляются «три драгоценности» (триратна) буддизма — Будда, его учение — Дхарма и монашеская община — сангха, а 10 посвящены краткому изложению осн. тем. Состоит из 202 глав, в кит. переводе распределенных по пяти «собраниям» (частям).

Часть 1 — «Введение» (гл. 1-35) — посвящена «трем драгоценностям», Четырем благородным истинам и «десяти особенностям» учения школы чэнши-цзун. Часть 2 — «Истина о страдании» (гл. 36-94) — посвящена пяти скандхам. Часть 3 — «Истина о собрании [причине страдания]» (гл. 95-140) — посвящена карме, создаваемой телом, речью, умом (26 глав), и 98 клешам как причинам, формирующим последующую жизнь (20 глав). Часть 4 — «Истина об уничтожении [страдания]» (гл. 141-154) — посвящена нирване и двум видам пустоты (шуньята). Часть 5 — «Истина о пути» (гл. 155-202) — посвящена Восьмеричному пути.

Согласно «С», абсолютная истина тождественна нирване и рупа-дхармам (кит. сэ фа, т.е. дхармам, благодаря к-рым возникает то, что воспринимается как «чувственное»). Она достигается путем совершения «27 деяний», гл. обр. посредством медитации и соблюдения обетов. Праджня (см. также Божэ-сюэ) лишь средство для овладения абсолютной истиной. Шуньята рассматривается как отсутствие реального существования, относится к области феноменального, к миру относительной истины. Т.о., учение «С.» — своеобразный компромисс между сарвастивадой и праджняпарамитой, некое переходное звено между двумя направлениями, попытка соединить хинаяну и махаяну. В Японии «С.» изучали в школе дзёдзицусю, гл. обр. адепты санрон-сю, по-видимому с пропедевтич. целями, т.е. для того, чтобы впоследствии опровергнуть это учение.


Лит.: Хуан Чанъ-хуа. Фо-цзяо гэцзун дай (Догматика всех буддийских школ). Тайбэй, 1973; Чжунго фо-цзяо тай гуань (Исследования по китайскому буодизму). Пекин, 1996; ХабдаеваА.К. «Сатьясидцхи-шастра» в истории распространения буддизма в Центральной и Восточной Азии // Традиции абхидхармы, праджняпарамиты, тантры и литературное творчество бурятских религиозных мыслителей / Ред. Л.Е. Янгутов. Улан-Удэ, 2008. С. 56-67.

С.Ю. Лепехов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика