Саутрантика

Саутрантика (санскр. sauträntika, «последователи сутр»), дарштантика (санскр. därstäntika, «опирающиеся на наглядные примеры») — школа буддизма тхеравады, образовавшаяся в результате раскола школы сарвастивада ок. II — III вв. на две: С. и вайбхашика. Первое название отразило факт признания ее последователями авторитетности только канонич. сутр, без комментариев. От сарвастивадинов саутрантиков отличало и особое отношение к третьей «корзине» канона — Абхидхарма-питаке, чрезвычайно почитаемой первыми. Не отрицая авторитетности входящих в нее текстов, саутрантики лишали ее сакральности. Свою позицию они выводили из интерпретации слова абхидхарма как средства для лучшего понимания сутр («Махаяна-сутра-аланкара») и традиции сарвастивадинов и тхеравадинов излагать Абхидхарма-питаку в подразделах сутр, называемых въякарана или упадеша. Как палийские, так и санскр. источники называют С. последней из 18 значительных школ, отделившихся от сарвастивады. Второе название школы, ее ранней формы {дарштантика), фигурирует в «Махавибхаше», где позиция дарштантиков обозначена в решении многих проблем.

Идеологом школы называли ближайшего ученика Будды Ананду, к-рый, согласно буд. традиции, на 1-м буд. соборе (см. Буддийские соборы) рецитировал проповеди Учителя, вошедшие впоследствии в Сутра-питаку. Основателем школы, согласно традиции, является Уттара, перешедший в С. из сарвастивады. Его имя стало основой еще одного названия школы — уттария. Сочинения ее ранних теоретиков Кумаралабхи (Кумаралата, II в.), Шрилабхи, Махабхаданты не сохранились. Трактат Васумитры III (I в.) «Самая-бхеда-упачара-чакра», переведенный на рус. яз. В.П.Васильевым и опубликованный в 1857, дает богатый материал об учении его школы. К саутрантикам относят также Дхарматрату (I—II вв.) и Васу-бандху (IV в.) в период написания им «Абхидхармакоши». Последним представителем школы называют Яшомитру (VIII в.), автора сохранившегося трактата «Спхутартха», являющегося комментарием к «Абхидхармакоше» Васубандху.

Доктрины С. оказали большое влияние на концепции др. школ, что способствовало появлению таких синкретических школ махаяны, как саутрантика-йогачара и мадхъямака-саутрантика. С поздними школами саутрантиков роднит принятие концепции дхарма-кая («тело Учения», одно из «трех тел» Будды»; см. Трикая). Однако, в отличие от махаянских школ, они принимали реальность феноменального мира, в структуре к-рого выделяли чувственные данные, сознание и волевые акты. Не только отношение к канону, но и множество расхождений практически по всем основным метафизич. положениям стали причиной схизмы, породившей С. Саутрантики разошлись с сарвастивадинами в интерпретации концепции элементов бытия — дхарм. Сарвастивадины доказывали, что дхармы являются реальными сущностями (дравья), пребывающими в трех временах (прошлом, настоящем и будущем), что в качестве таковых они имеют «собственную природу» (свабхава), обладающую «собственной характеристикой» (свалакшана; см. Свалакшана — саманья-лакшана). Заданные соответствующими причинами и условиями, эти элементы бытия проявляют собств. активность, обнаруживающую их наличие в настоящем. Но поскольку дхармы существуют также в прошлом и будущем, то и в этих временах они могут выступать обусловливающими факторами сансары. Саутрантики (дарштантики) отрицали существование дхарм в прошлом и будущем, поскольку отождествляли существование дхарм с их активностью в настоящем. Они считали, что невозможно сколько-нибудь определенно дифференцировать «собственную природу» дхарм и их активность, говорить об их существовании в прошлом и будущем. Для них дхармы не партикулярны, они не существуют как изолированные единства «собственной природы», проявляющие индивидуальную активность под влиянием других дхарм. Установление действия закона взаимозависимого происхождения (пратитья самутпада) применительно к единичным дхармам есть не более чем ментальное конструирование. В соответствии с таким пониманием дхарм они отрицали их деление на две группы (проявляющиеся, невечные и вечные) и толковали нирвану как прекращение проявлений дхарм, обусловленного ими явления эмпирич. жизни с ее «омраченностями» (клеша). Но вместе с тем, как сообщает Васумитра, после угасания проявляющихся дхарм остается тонкое сознание, элементами к-рого и являются проявляющиеся дхармы. Это тонкое сознание Ф.И. Щербатской называет зародышем концепции «сознания- сокровищницы» (алая-виджняна) йогачаров, хотя саутрантики позже ее и критиковали за положение об иллюзорности мира, к-рый они считали реальным. Тонкое сознание они отождествляли с «третьим телом» (дхарма-кая) Будды.

Согласно «Махавибхаше», ранние саутрантики отрицали принадлежность дхармам характеристик «возникновение», «исчезновение» и «нестатичность». Для обоснования их позиции Васумитра использовал такой аргумент: если бы дхармы не имели никакой длительности, как мог бы Будда говорить о таком временном периоде, как «момент» (кшана)? Они отказывались разделять мышление и медитацию, называя их одним и тем же сознанием, так же как отказывались разделять начальную и следующую за ней мысль как принадлежащие одному и тому же потоку сознания; они не признавали реальность эмпирич. личности (пудгала) и ее изначальную незагрязненность. Зато они защищали идею трансмиграции пяти групп дхарм (скандхи), обусловливающих эмпирич. бытие человека, из одного рождения в другое. За приверженность названной идее они получили в Индии еще одно имя — санкрантивадины (букв, «учащие о трансмиграции»).

В практич. части своего учения саутрантики выдвигали тезис, что причинами перерождений являются исключительно страстное желание и ненависть. В своей концепции кармы дарштантики утверждали, что вся карма может быть преобразована, что нет особой природы как проявленной, так и непроявленной кармы. Они признавали возможность изменить форму бытия уже в течение одной жизни, ибо даже худшая карма, связанная с одним из пяти смертных грехов, может быть изменена. Не строительство монастырей и обителей дает заслуги, равные заслугам творца мира — Брахмы, но четырехчастная медитация, к-рую практиковал Будда. Васумитра говорил, что такую заслугу все же можно приобрести, построив ступу в честь Будды.


Лит.: Васильев В.П. Буддизм, его история, догматы и литература. Т. I. СПб., 1857; Щербатской Ф.И. Концепция буддийской нирваны // Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988; ElPh. Vol. 7. Abhidharma Buddhism to 150 A.D. / Ed. by K.H. Potter, R.E. Buswell, P.S. Jaini, N.R. Reat. D., 1996; Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV в. до н.э. — II в. н.э.). М., 2004.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика