Шантаракшита

Шантаракшита (санскр. Säntaraksita, букв. «Хранитель мира», тиб. Шивацо) — буд. мыслитель Индии VIII в. (родился в царском роду, видимо, в Зап. Бенгалии, умер в Тибете примерно в 791), настоятель ун-та-монастыря Наланда, проповедник буддизма в Тибете, основатель первого тиб. монастыря Самъе, автор монументальной энциклопедии полемич. инд. философии «Таттва-санграха» («Собрание сущностных проблем») и ряда др. работ по мадхьямаке, эпистемологии, тантре. В тиб. Тенгьюре имеются переводы 11 его трудов разного содержания: от тантрич. гимнов и комментариев к сочинениям по тантре до трактатов по буд. логике. Его главный труд «Таттва-санграха» сохранился и на санскрите вместе с толкованием (панъджика) его ученика и последователя Камалашилы (VIII в.).

Благодаря этой энциклопедии, а также не менее знаменитой «Мадхьямака- аланкаре» («Украшение мадхьямаки») с автокомментарием (вритти) имя Ш. вошло не только в список великих инд. мыслителей, но и в мировую историю философии. В Тибете его вклад высоко оценивается всеми школами и он считается «одним из четырех солнц, воссиявших светом истинного Учения над Страной снегов».

Его творческий метод опирался на установки мадхьямаковской подшколы течения сватантрика, к-рая принимала и отдельные положения йогачары, — йогачара- сватантрика-мадхъямаки. Он главный представитель этой подшколы, хотя у него были предшественники и последователи. Это направление специализировалось на опровержении взглядов идейных противников в духе Нагарджуны и мадхьямаки, но при этом отчетливо отстаивало и собственную умозрительную позицию (сватантра), к-рая близка воззрениям йогачаров на самодостоверность, или безотносительность, сознания (виджняна) (однако в отличие от последних школа Ш. считала сознание множественным и не отождествляла его с абсолютной реальностью).

Ш. стал духовным наставником тиб. царя Трисон Децена (740-798) и приступил к организации монастыря — важнейшей экономич. и духовно-политич. ячейки буддизма. Строительство развернулось юго-восточнее Лхасы в местности Самъе, давшей назв. монастырю, существующему поныне. Идея Ш. состояла в том, чтобы расположение храмов и др. сооружений отражало строение вселенной в соответствии с буд. космографией, а также тантрическими культами Амитабхи и Авалокитешвары. Ш. сам стал первым настоятелем (упадхьяя) нового монастыря. Ему же принадлежит инициатива организации учебного процесса по примеру классич. буд. ун-тов-монастырей Индии. Влияние Ш. на царя и правительство сказалось также в том, что религ. учреждению жаловались феодальные привилегии, благодаря чему в монастырь регулярно поступали продукты сельского хозяйства, необходимые ремесленные товары и т.д. Такой порядок снабжения монастырей и обеспечения монахов всем необходимым был тоже заимствован из Индии. Особым указом, высеченным в камне, царь объявил буддизм гос. религией, а монастыри — гос. структурами со своими обязанностями и льготами.

Труд Ш. «Таттва-санграха» состоит из 3646 строф (26 гл.), в к-рых последовательно рассматриваются категории санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма. Все аргументы оппонентов подвергаются логич. анализу, демонстрирующему их недостоверность. Вместо них предлагаются махаянские решения проблем. Напр., Бог-творец (Ишвара) в качестве созидательного начала должен уступить место совокупной карме существ (гл. 2), а многочисленные методы познания индуистских школ — буд. непосредственному восприятию (пратьякша) и выводу (анумана) в трактовке Дигнаги и Дхармакирти (гл. 19). Различные идеалы святости уступают место махаянскому идеалу Всеведущего Будды — первого совершенного существа, освободившегося от страданий, медитировавшего на шуньяте, после чего даровавшего людям Закон, к-рый превосходит даже учение Кришны (гл. 26).

Стройная композиция сочинения может быть условно подразделена на три отдела: онтологический (гл. 1-15), эпистемологич. (гл. 16—20) и сотериологический (гл. 21-26, из них гл. 21-23 посвящены проблематике всех трех отделов). Каждая глава содержит идеи и учения из др. отделов, потому что вся структура памятника отражает назначение трактата: убедить идейных противников в преимуществах йогачара-сватантрика-мадхъямаки. Об этой задаче Ш. заявил в первых же строках: «На круговращение кармы существ не влияют ни праматерия (Пракрити), ни Бог-творец, ни они оба, ни Атман, ни другое, но оно зависит от плода, отношения, расположения и пр. Из-за трюков со свойством, субстанцией, движением, общим, присущим и т.п. пустота (шунъята) стала областью обусловленных понятий, приписывающих природе одного другое» (Таттва-санграха 1-2). Критерий истинности и целесообразности теории автор усматривает в ее сотериологич. роли, в отношении к-рой системы оппонентов (кои суть «трюкачества» с иллюзорными понятиями) являются бесполезными и не способствующими освобождению (строфа 4). Только беспристрастный к самостоятельному откровению великомилосердный Будда «ради благополучия мира провозгласил Учение о взаимозависимом происхождении. Поклоняясь Его всеведению, в дар Ему создана эта „Таттва-санграха"» (5-6).

Строфы памятника столь лаконичны и емки, что ныне читать их без комментария Камалашилы практически невозможно — не только потому, что сложно овладеть тончайшими полемич. приемами того времени, но еще и потому, что нередко оппонентами Ш. являлись неизвестные нам мыслители, о воззрениях к-рых подробнее сообщает комментатор, и это единственный источник в истории инд. философии, сохранивший эти имена. Тиб. перевод памятника включен в Тенгьюр.


Соч.: Säntaraksita. Tattvasamgraha, with the Comment. Panjikä by Kamalasïla / Ed. E. Krisnamacarya with a Foreword by B. Bhattacharyya. 2 vols. Bar., 1926 (Gaekwad's Oriental Series. Vol. XXX-XXXI). Tattvasangraha of Shantarakshita with the Commentary of Kamalashila / Transi, into English by G. Jha. Vol. 1-2. Bar., 1937-1939 (Gaekwad's Oriental Series).
Лит.: Дараната. История буддизма в Индии / Пер. с тиб. В. Васильева. СПб., 1869; Андросов В.П. Индийский буддизм и тибетская цивилизация // Азия — диалог цивилизаций. СПб., 1996; Androsov V.P. Indian Buddhism: History and Doctrine. Points of Methodology and Studies of Sources. Lampeter, 2001.

В.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика