«Шата-шастра»

«Шата-шастра» (санскр. Sata-sästra, кит. «Бай лунь», яп. «Хяку-рон») — «Шастра в ста [строфах]». Соч. Арьядэвы (П-Ш вв.), ученика и последователя Нагарджуны, основателя буд. махаянской школы мадхьямака. В 2 цз., состоит из 100 строф, по 32 слова в каждой. Существует в составе комментария, написанного к нему Васубандху. На кит. яз. «Ш.» переводилась дважды Кумарадживой в 402 и 404. Первый перевод, предисловие к к-рому написал ученик Кумарадживы Сэн-жуй, был признан не совсем удачным, поскольку Кумараджива тогда еще не владел кит. яз. в полной мере. Второй перевод с предисл. Сэн-чжао (384-414) был признан нормативным и вошел в состав кит. Трипитаки (см. «Да цзан цзин»). Текст «Ш.» делится на 10 глав, в к-рых последовательно опровергаются идеи страдания и счастья, божественного, единства и различия, чувственного, нечистого, существования и несуществования следствия в причине, постоянства и пустоты. Изложенные в «Ш.» положения базируются на учении мадхьямаки, но если полемич. произведения Нагарджуны были направлены преимущественно против сторонников хинаяны, то соч. Арьядэвы в большей степени были ориентированы на оппонентов из небуддийской среды.

В кит. Трипитаке также содержатся «Гуан бай лунь бэнь» (санскр. «Шата-шастра-вайпулья» — «Основа расширенной шастры в ста [строфах]») в 1 цз. и «Да шэн гуан бай лунь ши лунь» («Махаянская расширенная шастра в ста [строфах] с суждениями и толкованиями») в 10 цз. Оба текста переведены на кит. язык Сюань-цзаном. Первый текст представляет собой часть «Чатухшатака-шастра-карики» («Шастра к Четыремстам карикам»), к-рая сохранилась частично на санскрите и полностью на кит. и тиб. яз. Вторая шастра содержит полный текст «Четырехсот [карик]» («Чатухшатака») Арьядэвы с коммент. Дхармапалы. В «Чатухшатаке» восемь глав. В кит. текстах «Чатухшатаки» совпадают названия глав, однако последовательность карик различается. Фактически комментированная «Чатухшатака» — это текст Дхармапалы с включенными в него кариками Арьядэвы. Осн. проблематика «Чатухшатаки» сводится к опровержению идей постоянства, Атмана («я»), времени, ложных взглядов на природу реальности, индрий и их объектов. Отвергается следование любым крайностям — единства и множественности, бытия и небытия, реального существования или несуществования дхарм. В последней главе обосновывается положение о пустотности (шуньята) всего сущего — осн. доктрина учения мадхъямаки.

В Китае «Ш.» стала одним из ключевых текстов, на к-ром базировалось учение школы саньлунь-цзун, она изучалась наставниками др. школ, прежде всего Чжи-и.


Соч.: ТСД. Т. 30, №1569.
Лит.: Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб., 1857, указ.; Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
С. 300-303, указ.

М.В. Анашиина

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика