Шила

Шила (санскр. sila, пали sila, «поведение», «нравственность») — буд. термин, обозначающий нравственное поведение, мораль в целом. В палийских текстах он означает: 1) нравственный тренинг адепта в целом, 2) нравственное воление как таковое, 3) совокупность предписаний для мирян и монахов. Задача буддиста в реализации тренинга связана с осуществлением действий, соответствующих нравственному сознанию, культивированием в себе такого сознания и, наконец, с уничтожением самих «корней» аморального поведения и сознания в виде вожделения, ненависти и «ослепления» (см. Акушала; Кушала; Клеши). Правильное усилие, совершаемое с этими целями, предполагает внимательное хранение трех «дверей» — ума, тела и речи. Совокупность же нравственных предписаний систематизируется буд. классификаторами в виде серии обетов и самоограничений (от простых ко все более сложным). Начальная нравственная практика соответствует в палийских текстах панча-шиле\ воздержанию от убийства (см. Ахимса), нечестности, распутства, лжи и спиртных напитков. Для желающих «продвинуться» на пути самосовершенствования предполагается следующая ступень — ашта-шила: к пяти названным обетам добавляются еще три — воздержание от приема пищи в неустановленное время, от танцев, музыки и зрелищ, а также отказ от употребления цветочных украшений, косметики и т.п. На следующей стадии — даша-ишла — воздерживаются еще от использования высоких лож (признак богатства и предмет роскоши) и от принятия в дар серебра и золота. Практически речь идет о подготовке к монашеской жизни. Для монахов же предполагается особый дисциплинарный «устав» — пратимокша-самварашила — 311 правил по тексту Виная-питаки «Патимоккха» (жизнь монахинь регулируется 272 правилами). Помимо этих осн. групп в систему Ш. включаются нек-рые дополнительные обеты. Мангала-шила, или «похвальные деяния», — это значит бывать только в об-ве «достойных», говорить благожелательно и учтиво, служить родителям, развивать в себе воздержание. Еще один своеобразный обет, включающий Ш., означает благие деяния, объекты к-рых символизируются странами света (главными и промежуточными): подразумеваются благодеяния родителям, учителям, сыновьям, жене, друзьям, родственникам, рабам и работникам, шраманам и брахманам. Индрия- самвара-шила — это контроль над пятью органами чувств и умом, сантогиа-шила — культивирование умеренности в желаниях, чувства удовлетворенности тем, что есть. Осн. добродетели, «поддерживающие» Ш., — вера (шраддха), внимание, твердость (см. Парамиты), необходимая по причине постоянного натиска аффектов и силы желаний; дополнительные — чувства чести и стыда.

В махаяне различаются две осн. разновидности Ш.: добродетель воздержания (нивритти-шила) и положительная добродетель (правритти-шила). В «Бодхисаттва-бхуми» (1.9) ставится вопрос о природе Ш. и дается ответ, что она заключается в отсутствии нарушения правил и содержит четыре момента: 1) «стыд» в связи с другими, 2) чистота намерений и скромность в связи с собой, 3) исправление себя после нарушения правил, 4) постоянное держание в уме закона, Дхармы. У махаянистов различаются также три вида Ш.: 1) мораль «всеобщая» (сарва-шила): соблюдение правил для мирян и монахов, накопление спасительной заслуги для себя — преданность учению, рефлексии, медитации и т.д.; действия, направленные на обращение других, — общение с ними в благополучии и бедах, наставление, утешение и т.д., 2) «трудная мораль» (духкхара-шила): когда кто-то приносит в жертву даже высокий социальный статус (напр., статус царя или придворного брахмана), чтобы принять обеты бодхисаттвы, культивирует высочайшее внимание и т.д., 3) «совершенная мораль» (сатпуруша-ишла): совершение добродетельных поступков, побуждение к ним других, восхваление добродетели, симпатия к сходно мыслящим, должное самовосстановление после проступков.

После щедрости, возглавляющей перечень совершенств (парамита), Ш. — второе совершенство вставшего на путь бодхисаттвы. Поскольку буддисты пытались довольно четко отличать совершенства-иоромштш от начальных обетов нравственности, можно предположить, что Ш. как совершенство должна была означать в данном контексте, видимо, не простое соблюдение осн. поведенческих предписаний, но высшую искусность в нем, «этич. профессионализм». И в буддизме традиционном, и в махаянском Ш. и мудрость (праджня) рассматриваются как два столпа «практич. учения», тесно взаимосвязанные: мудрость очищается через Ш., а Ш. — через мудрость.


Лит.: Saddhatissa H. Buddhist Ethics. Essence of Buddhism. L., 1970; Prebish C.S. Buddhist Monastic Discipline. L., 1975; Shukla H.S. Panca Sîla // Buddhist Studies. The Journal of the Department of Buddhist Studies. Univ. of Dehli. 1989. Vol. 13. P. 80-88; Tiwary M Sïla // Ibid. P. 60- 79; Шохин В.К. Древняя и средневековая Индия // История этических учений / Под общ. ред. A.A. Гусейнова. М., 2003.

В.К. Шохин

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика