Шентонг — рантонг

Шентонг — рантонг (санскр. реконстр. parabhävasünyatä / тиб. шентонг — «пустота от другого»; санскр. svabhävasünyatä / тиб. рантонг — «пустота сама по себе») — направления в индо-тиб. буддизме, по-разному определяющие топос истинной реальности. Если доктрина рантонг исходит из тождества сансары и нирваны, т.е. из совместности феноменального мира и пустоты, то учение шентонг выносит нирвану за пределы сансары, тем самым признавая, что нечто абсолютно истинное, обладающее собств. сущностью и недвойственное по своей природе, находится за пределами умопостигаемого мира.

Направление шентонг получило наиб, развитие в школе джонанг. Рантонг является по сути дела классической мадхьямакой в соответствии с принципами учения Нагарджуны и принимается всеми четырьмя осн. традициями тиб. буддизма. Однако, поскольку в школах кагью и ньингма феноменальная действительность рассматривается с позиции результата, т.е. как если бы истинная реальность уже достигнута, то этим школам тоже иногда приписывают точку зрения шентонг, хотя в данном случае речь идет не о доктрине (как это представлено в школе джонанг), но о герменевтическом подходе. Очень часто выражение позиций Ш. — р. в контексте учений различных школ тиб. буддизма не обладает каким бы то ни было самостоятельным онтологическим наполнением и представляет собой лишь полемический прием.

Развитие шентонг в Тибете связывают с деятельностью Долпопы Шерап Гьялцена (1292-1361), к-рый ввел сам термин шентонг и в своей осн. работе «Горная дхарма: океан истинного смысла» для описания абсолютной истины и «природы будды» использует такие термины, как «истинное „я"»» «ваджрное „я"», «высшее „я"». Он утверждает, что пустота феномена самого по себе {рантонг) соответствует условной реальности, тогда как пустота от всего того, чем данный феномен не является {шентонг), существует сама по себе как истинная реальность или безраздельный ясный свет.

Согласно доктрине шентонг, истинная природа ума (кунши еше) пуста (тонг) от всего того, что не является ему имманентным, т.е. от чего-то иного или «другого» (гиен), но в то же самое время сама по себе она не лишена собств. сущности, к-рая есть невыразимый ясный свет (санскр. прабхасвара, тиб. осел) за пределами повседневного опыта. В трудах последователей школы джонанг также часто употребляется термин шентонг-мадхъямака или махамадхьямака.

Можно отметить два существенных момента в учении шентонг об истинной природе: 1) истинная природа расположена за пределами реальностей, к-рые могут быть познаны рационально и эмпирически; 2) истинная природа обладает собств. сущностью, т.е. после того, как сняты все «завесы» (см. Аварана), в остатке остается не «ничто», а «нечто», т.е. «природа будды», к-рую в отдельных случаях отождествляют с татхагата-гарбхой. Такое понимание истинной реальности противоречит осн. позициям как виджнянавады, так и мадхьямаки. Согласно представлениям мадхьямаки, цикл зависимого происхождения (см. Пратитья самутпада) полностью совпадает с пустотой и ничего третьего в остатке не остается (позиция рантонг). Согласно йогачаре, истинная реальность (санскр. паринишпанна, тиб. йондруп) тождественна условной реальности (санскр. паратантра, тиб. шенванг), свободной от знаково-смысловой наполненности (санскр. парикальпита, тиб. кунтак), т.е. парикальпита и паратантра полностью совпадают с паринишпанной и в остатке тоже ничего не остается (позиция рантонг). Используя терминологию виджнянавады, можно сказать, что согласно шентонг, истинной (паринишпанна) является реальность, свободная как от цикла зависимого существования (паратантра), так и от различающего сознания (парикальпита). Такая интерпретация истинной реальности оставляет умозрительную возможность существования чего- л. третьего, находящегося за пределами цикла зависимого происхождения, т.е. за пределами возможного опыта. Похожие интерпретации истинной реальности встречаются и в нек-рых инд. источниках, к авторитету к-рых апеллировали тиб. учители школы джонанг (напр., в праджняпарамитской лит-ре, в трудах Ратнака-рашанти).

Соотношение Ш. — р. довольно подробно обсуждается в тиб. экзегетической лит-ре. Доктрины шентонг и рантонг с т.зр. основы, пути и плода обсуждаются в сравнительно недавнем тексте (нач. XX в.) принадлежащего движению риме ученого Пема Биджа «Беседы при полной луне». Согласно этому тексту, рантонг описывает реальность с т.зр. дифференцирующего сознания (санскр. виджняна, тиб. нампар шепа), тогда как описания реальности в шентонг даются с т.зр. изначального гнозиса (санскр. джняна, тиб. еше). В учении шентонг используется катафатическая логика, что характерно для сутр третьего «поворота колеса Дхармы» (иогачара), тогда как в рантонг используется апофатическая логика, характерная для сутр второго «поворота колеса Дхармы». Предметы феноменального мира в своей условности — это рантонг, а их дхармата (тиб. чойньи) — это шентонг. Метафора полностью открытого, подобного небу, пространства отражает позицию рантонг, в то время как метафора самосветящегося ума и «эмбриона» будды (санскр. сугатагарбха, тиб. девар шекпе ньинпо) соответствует шентонг. С т.зр. учения рантонг признание существования недвойственного осознания (тиб. ньиме йеше) логически несостоятельно, и поэтому в контексте обыденного сознания о нем нет возможности говорить как о том, что безусловно существует. С позиции шентонг нет никакого смысла говорить о логич. состоятельности или несостоятельности, поскольку недвойственное осознание существует за пределами логики обыденного сознания. Эти обстоятельства позволили некоторым тиб. ученым рассматривать рантонг в качестве филос. основы (тиб. глава), а гиентонг — в качестве основы для практики (тиб. гом).

Во многих случаях отдельные положения гиентонг следует трактовать, оставаясь в рамках герменевтики. По мнению совр. буддолога Д.С. Регга, поскольку оба направления, рантонг и гиентонг, принадлежат к совершенно различным уровням религ.-филос. дискурса, то не имеет смысла говорить о них в терминах различия или сходства; скорее, здесь применима логика дополнительности.

Последователями направления гиентонг в Тибете в разное время были Юмо Микьо Дордже (XI в.; благодаря ему предположительно из Кашмира традиция такого понимания мадхьямаки попала в Тибет), Таранатха (1575-1634), Контрул (1813-1899) — один из основателей движения риме.


Лит.: Ruegg D.S. The Literature of the Madhyamaka School of Philosophy in India. Wiesbaden, 1981; id. Buddha-nature, Mind and the Problem of Gradualism in a Comparative Perspective: On the Transmission and Reception of Buddhism in India and Tibet. L., 1989; Hopkins! (transi.). Mountain Doctrine: Tibet's Fundamental Treatise on Other-Emptiness and the Buddha Matrix. Ithaca, 2006; BurchardiA. A Look at the Diversity of the Gzhan stong Tradition // Journal of International Association of Tibetan Studies. 2007. No. 3; Hopkins! (transi.). Täranätha. The Essence of Other-Emptiness. Wisdom Books, 2007; Brunnholzl K. Luminous Heart: The Third Karmapa on Consciousness, Wisdom, and Buddha Nature. Snow Lion Publications, 2009.

В.Б. Коробов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика