Синран

Синран 親鸞 посмертное имя Кэнсин-дайси (1173, Киото, — 1262, Киото) — яп. буд. мыслитель, основатель школы дзёдосин-сю, один из видных деятелей яп. буддизма. Автор соч.: «Учение, подвижничество, вера и свидетельство» («Кёгёсинсё»), «Значение однократного и многократного памятования будды [Амиды]» («Итинэн танэн бунъи»), «Об истолковании истинной, самопроизвольной природы вещей» («Дзинэн хони-нр кото») и др. Взгляды С. нашли отражение также в соч. его ученика Юйэна «Записи скорбящего об отступничестве» («Таннисё»). Первоначально С. был монахом школы тэндай-сю, но после встречи с Хонэном, основателем дзёдо-сю, обратился в амидаизм. Спасение или достижение истинного состояния бытия С. понимал так же, как и школа дзёдо: как перерождение в Чистой земле будды Амиды (санскр. Амитабха) путем рецитации его имени (нэмбуцу). Вместе с тем С. подчеркивал различие между тремя гл. обетами будды Амиды из 48 обетов «Большой Сукхавативьюха-сутры», придавал особую важность вере как средству возрождения в Чистой земле среди др. практик достижения спасения — изучения сутр, благих деяний, созерцания. Для С. гл. обетом будды Амиды являлся 18-й обет, заключающийся в обещании спасения всех живых существ, взывающих к нему с верой. Этот обет С. противопоставлял 19-му и 20-му обетам (считавшимся в школе дзёдо равнозначными с 18-м), согласно к-рым возродиться в Чистой земле смогут лишь те, кто в земной жизни совершает благие деяния (19-й), и те, кто усердно взывает к помощи будды Амиды и строго соблюдает заповеди (20-й). В отличие от школы дзёдо С, опираясь на 18-й обет, полностью отрицал возможность спасения за счет «собственных сил» (дзирики). Даже вера в спасительную силу Амиды рассматривалась С. не как собственное устремление человека, а как способность, дарованная Амидой.

Концепцию «однократного произнесения нэмбуцу» (итинэн), распространенную в школе дзёдо, С. интерпретировал таким образом, что под «одним мгновением» подразумевал не столько произнесение нэмбуцу, сколько мгновенную вспышку веры, к-рая уже предопределяет перерождение в Чистой земле. Т.о., его взгляды в действительности представляли собой образец воплощения принципа «исконной просветленности» (хонгаку). Произнесение нэмбуцу С. не считал практикой, направленной на перерождение, а лишь выражением благодарности за уже дарованное перерождение.

Осн. положениями учения С. являются следующие: 1. Добрые люди не менее чем дурные являются объектом спасительного обета Амиды (акунин секи). 2. Каждый человек может достичь перерождения в Чистой земле благодаря передаче ему «силы другого» (тарики), т.е. спасительной силы будды Амиды. 3. Когда человек откажется от эгоцентрич. размышлений и перестанет полагаться на «собственные силы», сила обета Амиды будет действовать естественно и самопроизвольно (дзинэн хони). 4. Перерождение с помощью силы Амиды абсолютно и окончательно, однажды достигнутая истинная, самопроизвольная природа вещей не предполагает дополнительных размышлений и усилий. С. придерживался взгляда о возможности перерождения по окончании этой жизни, однако утверждал, что уверенность в перерождении в Чистой земле практически означает пребывание в ней. В трактате «Об истолковании истинной, самопроизвольной природы вещей» («Дзинэн хони-но кото») С. дал собственную интерпретацию концепции «истинной природы вещей» {дзинэн, санскр. дхармата), отождествляя ее с самопроизвольной спасительной силой будды Амиды. В одной из поздних работ «Сущность „Трактата о единственно-вере"» («Юйсин сёмонъи») С. выстраивал цепочку тождеств: «вера есть природа будды, природа будды есть истинная природа вещей, истинная природа вещей есть тело Дхармы», демонстрируя, что имеющий веру уже реализует свою единосущность будде.


Соч.: ТСД. Т. 83, № 2646-2658; Гэндай го яку Синран дзэнсю (Полное собрание сочинений Синрана, переведенное на современный язык). Т. 1-10. Токио, 1974-1975; Нихон-но мэйтё (Великие произведения Японии). Т. 6. Токио, 1983; Синран. Сущность «Трактата о единственно-вере». Пер. A.A. Михалева // Буддийская философия в средневековой Японии. М., 1998.
Лит.: Suzuki Daisetsu. Shin Buddhism. N.Y., 1970; id. The Kyogyoshinsho. Kyoto, 1973; Dobbins J. C. Jodo Shinshu. Shin Buddhism in Medieval Japan. Bloomington-Indianapolis, 1989.

Л.Б. Карелова, A.A. Михалев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика