Сётоку-тайси

Сётоку-тайси 聖徳太子, Умаядо, Умаядо-но Одзи, Тоёсатомими, Дзёгухоо (574, Иварэ, Нара, — 622, Икаруга, Нара) — принц- регент, соправитель императрицы Суйко (597-628), вошел в историю как покровитель и распространитель буддизма в Японии.

При С. активизировались дипломатич. контакты гос-ва Ямато с правящей династией Суй в Китае и было положено начало регулярным культурно-дипломатич. миссиям, способствовавшим ознакомлению японцев с учениями континентального буддизма. С. покровительствовал первой в Японии буд. сангхе и руководил строительством храмов, в частности Ситэннодзи в пров. Сэцу (совр. Осака) и Хорюдзи в пров. Ямато. Считается создателем первого яп. законодат. кодекса «Конституция в 17 статьях» («Дзюситидзё кэмпо», 604), где наряду с конф. принципами управления высоко оценивается буддизм как регулятор системы отношений, с помощью к-рого можно исправлять дурную природу людей.

С. также приписывается создание труда «Сангё гисё» («Комментарии к трем сутрам»), в к-ром содержится толкование «Лотосовой сутры» (санскр. «Саддхарма- пундарика-сутра»), «Сутры о [том, что говорил] Вималакирти» (санскр. «Вималакирти-нирдеша-сутра») и «Сутры о царице Шримале» (санскр. «Шрималадэви- симханада-сутра»). В то же время среди исследователей до сих пор нет единого мнения относительно подлинного авторства этого сочинения.

Первое упоминание о «Комментариях» встречается в «Нихон секи» («Анналы Японии»). Согласно хронике «Дополнительные записи к жизнеописанию принца Сётоку из верхнего дворца» («Дзёгу Сётоку-тайси дэн хокэцу ки»), «Комментарий к „«Сутре о царице Шримале"» («Сёман-гё гисё») был составлен в 609-613, а к сутре о Вималакирти («Юйма-гё гисё») и «Лотосовой сутре» («Хоккэ-кё гисё») — в течение четырех последующих лет, т.е. в общей сложности на их создание у С. ушло семь лет.

Осн. содержание «Комментариев» составляет описание учения буддизма махаяны, с к-рым неразрывно связан «путь бодхисаттвы». В «Сёман-гё гисё» «единая колесница» определяется как причина, следствием к-рой являются «три сокровища» (санскр. триратна) — Будда, его учение и сангха. «Единая колесница» также провозглашена объединяющей другие «колесницы» (или учения) и высшей ступенью учения Будды, во всей полноте постигающей «тело Закона» (дхарма-кая). Автор «Комментариев» достижение просветленного состояния подразделяет на два этапа: хоин и дзюин. На уровне хоин проявляется эффект благоприятной кармы прошлых рождений, с помощью к-рого можно достичь состояния бодхисаттвы, но нельзя стать буддой. Только неустанно творя добро другим живым существам, можно перейти к состоянию дзюин, когда постигается истинная природа всего сущего, незамутненная и безграничная. В «Комментариях» следование пути добродетели превращается в суть «единой колесницы», а мир Будды рассматривается как единственно истинный мир. В «Сёман-гё гисё» делается акцент на то, что, распространяя учение Будды, адепт тем самым приобщается к вечному Татхагате, чье тело как раз и составляют Будда, его учение и сангха.

Добродетель рассматривается также как основа дхарма-ксш, «тела Закона», как его истинная суть. Уникальность взглядов, приписываемых С, состоит в том, что он относился к буддизму не только как к форме гос. идеологии, но и как к морально-этическому учению.

Одна из заслуг С. также состоит в том, что он одним из первых в раннем яп. буддизме обратился к концепции «заповедей бодхисаттвы» (яп. босацу кай), изложенной в «Сутре о сетях Брахмы» (санскр. «Брахмаджала-сутра»). Эта концепция впоследствии разрабатывалась Досё, основоположником школы хоссо-сю (одной из шести школ периода Нара), нашла практическое применение у ученика Досё Гёги и монаха Гандзина и была окончательно доработана основателем школы тэндай-сю Сайте уже в эпоху Хэйан. Благодаря этой концепции в раннем яп. буддизме сформировались идейные течения, делавшие акцент на моральном облике и нравственном поведении адептов буддизма и способствовавшие ослаблению гос. контроля над буд. церковью.


Соч.: Сётоку-тайси. Сангё гисё (Комментарии к трем сутрам) // Нихон котэн бунгаку тайкэй (Полное собрание классической японской литературы). Т. 2. Токио, 1975; Нихон секи. Анналы Японии / Пер., предисл. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. Т. 2: свитки XVII-XXX. СПб., 1997.
Лит.: Иэнага Сабуро. Сётоку-тайси-но буккё (Буддизм принца Сётоку) // Нихон буккё си (История буддизма в Японии). Киото, 1967; Канаси Исаму. Сётоку-тайси синко (Религиозные взгляды принца Сёто- ку). Токио, 1979; Танака Цугухигпо. Сётоку-тайси синко-но сэйрицу (Формирование религиозных взглядов принца Сётоку). Токио, 1983; Тамаки Кодзиро. Тайси буккё-но токусицу (Специфика буддизма Сётоку-тайси) // Нихон буккё си-но ронсю (Сборник статей по истории японского буддизма). Т. 1. Токио 1985; Исида Хисатпоё. Сётоку-тайси дзитэн (Словарь принца Сётоку). Токио, 1997; Оояма Сэйити. Сётоку-тайси-но тандзё (Рождение принца Сётоку). Токио, 2000; Сото М. Shotoku: Ethnicity, Ritual, and Violence in the Japanese Buddhist Tradition. Oxford University Press, 2008.

E. С. Лепехова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика