Сидо Бунан

Сидо Бунан, Сидо Мунан (1603, дер. Сэкигахара, пров. Мино, совр. преф. Гифу, — 1676, р-н Коисигава г. Эдо, совр. Токио) — яп. буд. монах и мыслитель, принадлежал к направлению монастыря Мёсиндзи школы риндзай-сю, поэт. Принял монашество в 52 года. Основал храм Тохокуин. Являлся духовным наставником многих феод, князей. Автор трактатов «Дзисэй ки» («Записи о собственной природе»), «Сокусин ки» («Записи о сердце как оно есть»).

Признавал наличие множества путей постижения истины в зависимости от способностей того или иного человека, утверждая, что все учения в своей сути едины. Согласно СБ. любой обычный человек есть будда, однако человека отделяет от будды его собственное «я». Поэтому он проводил аналогию между просветлением и смертью, призывая в одном из своих стихотворений «умереть, будучи живым, и оставаться мертвым». Состояние будды, т.е. воссоединение со своей сутью, он интерпретировал как состояние неограниченной свободы. Достигший состояния будды просветленный человек, по словам СБ., спонтанно следует своей природе независимо от того, идет он или стоит, сидит или лежит. Заимствуя терминологию амидаизма, придерживался распространенной среди его современников концепции, что «собственное тело заключает Амиду (санскр. Амитабха), а данное сердце — Чистая земля». Центральной темой СБ. было «сердце-сознание» (кокоро). Все именования (Будда, божество, Небесный путь, бодхисаттва, Татхагата), все учения — и конфуцианство, и синтоизм, и буддизм — есть порождения одного-единственного «сердца-сознания». Изначальное «сердце-сознание», согласно СБ., пусто, нерожденно и бесплотно.


Соч.: Сидо Бунан дзэнси сю (Собрание сочинений учителя дзэн Сидо Бунана). Токио, 1968.

Л.Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика