Симбуцу сюго

Симбуцу сюго 神仏習合 («синто-буддийский синкретизм») — общий термин, обозначающий слияние буддизма с яп. синтоистскими верованиями и культами. Когда буддизм был официально введен в Японии в VI в., его отношения с верованиями в местных богов-ками, пройдя через этап различных религ. конфликтов, постепенно начали обретать формы смешения и объединения. Среди учений, обосновывающих подобное слияние, центр, позицию занимает теория хондзи-суйдзяку (букв, «исходная земля и проявленный след»), в соответствии с к-рой вечный Будда или один из будд и бодхисаттв может принимать временный образ в виде того или иного синтоистского божества.

Концепция гонгэн (аватары, или инкарнации) также близко связана с этой теорией. Понятие гонгэн означает временную манифестацию будды или бодхисаттвы в виде коми. В противоположность этому духи умерших (сире) и природные божества (сидзэн сын), к-рые не рассматривались как манифестации, назывались «аутентичными божествами» (дзицуруй син).

Когда буддизм был принят правящим классом Японии в период Нара (710-794), то в контексте его учения божества, к-рым поклонялись местные общины, рассматривались как существа, испытывающие страдания, находясь в круге перерождений. Поэтому, чтобы помочь им освободиться от страданий, буд. монахи практиковали чтение буд. сутр в синтоист, святилищах ради приведения почитаемых в них коми к просветлению и строили при святилищах буд. храмы (дзингудзи). Более того, синтоист, богу Хатиману был присвоен титул бодхисаттвы, а горные божества стали считаться божествами-покровителями буддизма в связи с распространением буд. аскетических практик в горах.

В середине периода Хэйан (794-1185), когда появилась теория хондзи-суйдзяку, во многих синтоист, святилищах были построены молельные павильоны хондзидо, посвященные буддам и бодхисаттвам, к-рые идентифицировались как хондзи («изначальное состояние», «истинная основа») почитаемых в этих святилищах божеств. В конце XII в. возникли новые синкретич. учения, интерпретирующие национальных божеств с т.зр. буддизма и инкорпорирующие в синтоист, доктрины буд. идеи. Так, в святилище Исэ было создано учение рёбу синто («двустороннее синто», или «путь богов двух мандал»), основанное на эзотерич. традиции школы сингон-сю. Храмовый комплекс Исэ состоит из двух гл. святилищ — Найку (Внутреннее святилище), посвященного богине Аматэрасу, и Гэку (Внешнее святилище), посвященного богине Тоёукэ. Учение рёбу синто проповедовали священнослужители Внутреннего святилища. Согласно этому учению, Найку и Гэку ассоциировались соответственно с тайдзокай (Мир-Чрево) и конгокай (Мир-Ваджра) космического будды Махавайрочаны (см. Вайрочана).

В др. синтоистских святилищах, находившихся под влиянием рёбу синто, сформировались свои синкретич. учения. В миварю синто божество Мива Мёдзин (ему посвящено святилище Омива) отождествлялось с богиней Аматэрасу, к-рая рассматривалась как воплощение будды Махавайрочаны. Это направление было основано Кэйэном (1140-1223) в начале периода Камакура (1192-1333) и получило распространение благодаря Эйдзону (1201-1290). Учение горю синто восходило к монахам императорской фамилии (хоссинно). Оно развивалось, в частности, в монастыре школы сингон Ниннадзи. На горе Хиэй зародилось учение сонно синто, в к-ром Санно (букв. «Горный царь»), воплощениями к-рого являются божества-покровители этой горы, и др. синтоист, божества были систематизированы на основе доктринальных принципов школы тэндай-сю.

Вклад в развитие теологии С.с. внесли родоначальник эзотерич. направления дзимон-ха школы тэндай Энтин (814-889) и его ученики. Согласно одной из версий применения принципа хондзи-суйдзяку, в учении санно синто Будда Шакья-муни и будда Махавайрочана, являющиеся, по сути, единым буддой, воплотились в бесчисленное количество будд и бодхисаттв с целью спасения людей разных стран. В Японии они приняли формы Санно и Аматэрасу, к-рые рассматривались как единое божество и, в свою очередь, воплотились во множество синтоист, божеств Японии. Одной из центральных доктрин санно синто, автором к-рой считается Гёэн (7-1047), была интерпретация двух иероглифов — 山 сан («гора») и 王 но («царь»), составляющих имя Санно, как символического изображения учения школы тэндай. А именно три вертикальных и одна горизонтальная линии иероглифа «гора» обозначали «единство трех истин» (сантэй сокуити) — пустоты, условности и срединности, а три горизонтальные и одна вертикальная линии иероглифа «царь» обозначали доктрины о трех тысячах миров, содержащихся в одном мгновении мысли (итинэн сансэн), и трех истинах внутри единого сознания (иссин санган).

После монгольских военных экспедиций против Японии в 1274 и 1281 в русле развития идеи Японии как «страны богов» стали появляться теории, к-рые утверждали, что буддизм занимает подчиненное по отношению к синто положение (симпон буссяку) в том смысле, что уже коми начали рассматриваться как хондзи, а будды как суйдзяку. Вместе с тем получила распространение теория единства синтоизма, буддизма и конфуцианства, где синто квалифицировалось как осн. учение. В частности, Ёсида Канэтомо (1435-1511) утверждал, что синто есть основа всех религий, и сравнивал синтоизм, конфуцианство и буддизм соответственно с корнями, ветвями и листьями дерева. Но буд. монахи выступали против этого. Так, школа дзёдо-сю призывала к отказу от поклонения коми в силу своей приверженности доктрине сэндзю нэмбуцу («памятование будды [Амиды] как исключительная практика»). Нитирэн подчеркивал, что божества-калш будут покровительствовать только тем, кто верит в истинное учение «Лотосовой сутры», но т.к. народ Японии не верит в него, коми покидают Японию. В конце периода Токугава (1603-1868) идеи синто-буд. синкретизма, в т.ч. хондзи-суйдзяку, были подвергнуты резкой критике со стороны приверженцев «возрожденного синто» (фукко синто), к-рые выступали против смешения синто и буддизма, а также использования логики буд. учения для разъяснения синтоист, доктрин. В эпоху Мэйдзи (1867-1912) синто-буд. синкретизм был официально отвергнут в связи с политикой разделения синто и буддизма.


Лит.: Breen J., Teeuwen M. (eds.). Shinto in History: Ways of the Kami. Richmond, 2000; Teeuwen M, RambelliF. (eds.). Buddhas and Kami in Japan: Honji Suijaku as a Combinatory Paradigm. L.-N.Y., 2003.

Маэгава Кэнъити

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика