Синь

Синь 心 (кит., яп. кокоро) — «сердце», «сердце/разум», «сердце/сознание» (также психика, сердцевина, субъективное, дух, сознание). Категория традиц. кит. философии и дальневост. буддизма. Имеет четыре осн. смысла: 1) функциональный орган — средоточие сознания и психич. возможностей, в т.ч. чувств и воли; 2) сердцевина, квинтэссенция возможностей любой «вещи», живой и неживой, в т.ч. человека; 3) функции сознания, психики и познания; 4) обозначение в совр. терминах идеального (стандартная оппозиция — у, «вещь»; ср. вэйсинъчжуи — идеализм, вэйучжуи — материализм). Графич. элемент «сердце» как ключевой знак иероглифа обычно свидетельствует о его отношении к психогносеологич. и эмоциональной сфере (ср. тезис Чжу Си: «Иероглиф синь — это только мать знаков. Поэтому иероглифы „природа" (син) и „чувственность" (цин) производны от синь»). В кит. буддизме, особенно в VI-IX вв., слово синь служило обобщающим выражением психич. процессов и явлений, а в школе фасян-цзун оно стало синонимом «сознания-сокровищницы» (санскр. алая-виджняна, кит. алайе ши) — высшей интегральной формы всех видов сознания. Основываясь на идеях гл. обр. буд. школы тяньтай-цзун, Тань Сы-тун (XIX в.) выдвинул ориг. трактовку синь. Он предложил концепцию «силы сердца» {синь ли) как универсальной творческой и созидающей духовной энергии, реализующейся в мировом «эфире» {umaiï). Что-бы она могла полностью проявиться, каждый должен «очистить и излечить [свой] сердечный источник», к-рый одновременно является «источником всех живых существ». В результате «очищения» собств. «сердца» становится возможным «спасение» других людей от страданий и от круга перерождений (санскр. сансара, кит. лунь хуй).

Иероглиф синь вошел в состав многих совр. науч. терминов, прежде всего связанных с психич. сферой: синъли — психика, синьлисюэ — психология и т.п.


См. Чжэнь синь.
Лит.: Richards I.A. Mencius on the Mind: Experiments in Multiple Definition. L., 1932; Shih V.Y.C. The Philosophy of Mind as a Form of Empirism // Bulletin of the Institute of History and Philology, Academia Sinica. 1969. Vol. 39; Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979. С. 18, 42, 46; De Вагу W.T. Neo-Confucian Orthodoxy and Learning of the Mind and Heart. N.Y., 1981; О сознании (Синь): Из философского наследия Чжу Си / Пер. с кит. A.C. Мартынова и И.Т. Зограф. М., 2002; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002.

A.Г. Юркевич

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика