Шестьдесят два взгляда/воззрения

Шестьдесят два взгляда/воззрения (кит. лю или эр цзянь). В буддизме махаяны число возможных точек зрения на единичные сущности. В кит. буддизме совокупность небуддийских ложных учений и доктрин, взглядов-дришти (пали диттхи) и сомпений-вичикитса, классифицируемых на основе теории дхарм, образующих группы-скандхи и в самом общем виде разделяющихся по временному признаку на прошлые заблуждения — начала кальпы и будущие — ее конца. Имеется множество перечней Ш.д.в. В «Махапраджняпарамита-сутре» как единичные сущности анализируются скандхи, рассматриваемые в трех аспектах с четырех т.зр. 1. Скандха: а) постоянна (т.е. существует вечно); б) непостоянна; в) и постоянна и непостоянна; г) и непостоянна и не непостоянна. Поскольку скандх пять, то первый «блок» насчитывает 20 «взглядов». 2. Скандха: а) имеет границы; б) не имеет границ; в) и имеет и не имеет границ; г) и не имеет и не не имеет границ. Второй «блок» также насчитывает 20 «взглядов». 3. Скандха'. а) существовала в прошлом; б) не существовала в прошлом; в) и существовала и не существовала в прошлом; г) и не существовала и не не существовала в прошлом. Т.о., третий «блок» насчитывает 20 «взглядов». Последние два «взгляда»: тела людей и богов: а) одинаковые, б) разные.

Несколько по-другому интерпретировали Ш.д.в. Чжи-и, Цзи-цзан и др. наставники кит. буддизма. Скандха может рассматриваться с четырех т. зр.: 1) скандха есть «я»; 2) «я» отделено от скандхи; 3) скандха — великое, «я» — малое, «я» пребывает в скандхе; 4) «я» — великое, скандха — малое, скандха пребывает в «я». Поскольку скандх пять, то и здесь число «взглядов» — 20. Далее рассуждения переводятся во временной уровень: т.к. скандхи были, есть и будут, то «взглядов» становится 60. Два последних «взгляда»: а) существование скандх дискретно; б) существование скандх постоянно. Согласно «Саддхармапундарика-сутре» («Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы»), эти Ш.д.в. являются «густым лесом ложных взглядов». В предисловии к сборнику буд. рассказов Тан Линя (6007-659) «Мин бао цзи» («Записки о загробном воздаянии») утверждается, что «от них происходит весь вред».


Соч.: Тан Линь. Загробное воздаяние // Ван Янь-сю. Предания об услышанных мольбах / Пер. М.Е. Ермакова. СПб., 1998. С. 227, 334.
Лит.: Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1987; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот. изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.

По материалам А.Н. Игнатовича и М.Е. Ермакова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика