Скандхи

Скандхи (санскр. skandha, пали khandha, «масса», «куча», «груда», «связка») — в буддизме пять групп, или собраний психофизических (нама-рупа) явлений (дхарм), в терминах к-рых Будда Шакьямуни предлагал объяснение кармического опыта индивида (пудгала), альтернативное брахманистской концепции вечной души и изменчивого тела (см. Анатмавада). В буд. литературе С. определяются как факторы «присвоения» (упадана-скандхи), объясняющие привязанность человека к чувств, объектам и ложным взглядам (диттхи). Осн. роль концепции С. состояла в исследовании опыта с т.зр. выявления механизма, к-рый продуцирует и репродуцирует духкху и тем самым закабаляет индивида в сансаре. Т.е. буд. авторов интересовало не столько теоретич. объяснение устройства человека, сколько знание, позволяющее путем медитации достичь контроля над внутренними психич. процессами и тем самым обрести окончательное освобождение от тягот перерождений (нирвана).

Индивидуальный опыт рассматривается как система пяти потоков изменчивых С, постоянная флюктуация к-рых (они исчезают и появляются каждое мгновение; см. Кшаникавада) ошибочно воспринимается в терминах личной идентичности. Приписывание отдельным С. или же всей их совокупности, определяемой как пудгала, неизменного «я» расценивается как ложный взгляд из категории саткая- дришти (ложных мнений о личности; см. Диттхи). Обращает на себя внимание попытка буддистов решить психофизич. проблему, избегая дуализма души и тела. Список С, как и порядок их перечисления, известный из Сутта-питаки и абхидхармической литературы (см. Типитака; Абхидхармы тексты), неизменен: рупа, ведана, санджня, санскара, виджняна. Каждая из С, в свою очередь, делится на составные части. Однако круг психофизич. явлений, включаемый в ту или иную С, не всегда четко определен и систематизирован, поэтому интерпретация С. варьирует как в самой буд. лит-ре, так и среди исследователей.

1. Рубрика рупа-скандха ярко демонстрирует стирание границ между субъективным и объективным, организмом и окружающей средой. В нее включены четыре великих элемента (махабхуты) и 24 производных фактора (упада-рупа), к-рые в «Дхаммасангани» и «Вибханге» подразделяются на: внутренние «двери чувств» (органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания); внешние чувственные объекты (видимое, звук, запах, вкус); индрии (женственность, мужественность, жизнеспособность); способы выражения (телесное и звуковое; состояния: легкость, эластичность, приспосабливаемость); стадии: рост, существование в непрерывной серии (сайтами), распад и непостоянство; два неклассифицируемых элемента (акаша и пища). В «Сангити-сутте» (Дигха-никая) «производные» распределяются по трем категориям: видимое и оказывающее сопротивление, невидимое и оказывающее сопротивление и невидимое и не оказывающее сопротивление. Имеются и др. классификационные категорий (тонкое и грубое, далекое и близкое и т.п.).

Термин рупа часто переводят как «материя» или «материальное», однако в системе С. рупа — не просто материя, а именно тело как чувствилище, живой организм, динамически взаимодействующий со средой. Волосы, зубы, ногти, кости, жилы, плевра, селезенка, кишки, печень, сердце и т.п. составляют «внутреннюю землю»; желчь, флегма, кровь, пот, слюна и т.п. — «внутреннюю воду»; все, что греет, переваривает, преобразует, — «внутренний огонь»; все, что движется вниз, вверх и т.п., — «внутренний ветер» (см. Маджджхима-никая 1.28). Ни один из этих «элементов-состояний» не существует отдельно от других. Рупа есть исходный уровень системы — «кирпичики», приобретающие конфигурацию благодаря остальным С, и прежде всего санскаре.

2. Ведана-скандха включает ощущения: приятное, неприятное и нейтральное. Они подразделяются на телесные, вызванные глазами, ушами, носом, языком, кожей, и ментальные, вызванные манасом.

3. Санджня-скандха состоит в словесно-концептуальной идентификации ощущений, полученных через зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и манас в отношении отдельных признаков объекта. В качестве иллюстрации данной С. приводится восприятие «желтого», «синего» и т.п. A.B. Парибок трактует санджню как любое (образное или концептуальное) содержание сознания.

4. Санскара-скандха включает группу 50 ментальных дхарм, среди к-рых намерение (четана), внимание (манасикара), витарка и вичара (выделение объекта мысли и его обдумывание; см. Витарка — вичара), мысленное сосредоточение (самадхи), решимость (адхимокша), энергия (вирья), мудрость (праджня) (списки С. варьируют от школы к школе). Иногда перечисляются лишь три санскары — речь (вач), мысль (читта) и тело (кая). Эта С. самым тесным образом связана с кармой, гл. действующей силой к-рой буддисты вслед за Буддой часто называют намерение. Санскара-скандха описывается как «собирающая», «составляющая» другие С. В этом отношении все остальные С. тоже являются санскарами, но уже в пассивном смысле — «составными», «обусловленными». Хотя упадана («присвоение») характеризует все С, как активная сила она приписывается именно санскара-скандхе. Поэтому деление других С. на кармически благоприятные и неблагоприятные относится именно к рубрике санскара-скандха. Напр., санджня считается благоприятной, если происходит идентификация явлений, к-рые важно понимать для достижения освобождения: прежде всего изменчивости (анитья), отсутствия самости (анатман) и неудовлетворенности (духкха) всеми явлениями опыта и т.п. (культивирование благоприятных санджня составляет практику випашьяны); все остальные санджня в конечном счете неблагоприятны, поскольку приводят к пролиферации, прапанча, слов, что является препятствием к достижению нирваны.

5. Виджняна-скандха включает шесть разновидностей в зависимости от индрии (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и манаса) и соответствующего ей объекта (видимого, слышимого и т.п.), к-рые являются ее базами (аятана). Большая или меньшая ясность виджняны определяется ассоциированными с ней санскарами.

В абхидхармич. лит-ре перечисляются 89 классов виджняны. Это самая загадочная С, наиболее часто вызывавшая споры исследователей. К.А.Ф. Рис-Дэвиде видела в ней «чистое сознание» — аналог брахманистского Атмана. Ф.И. Щербатской — чистое довербальное ощущение, в отличие от сандэюни — вербализированного восприятия. В ранних буд. текстах виджняна и санджня еще не были четко различены по своим функциям. Одни совр. авторы считают, что виджняне приписывается функция сознания в общем плане, тогда как функции веданы, санджни и санскары более специализированы. Другие связывают виджняну с вниманием, третьи — с самосознаванием, четвертые — с различающим познанием, распознаванием.

В пользу последнего толкования приводится цитата из «Махаведалла-сутты», согласно к-рой что ощущается (ведана), то и воспринимается (санджня), что распознается, то и осознается (виджняна). По мнению A.B. Парибка, виджняна — это выбор той сферы, в к-рой будет происходить познание (он ссылается на Нагасену, уподобляющего виджняну стражу у ворот города, к-рый первый видит, с какой стороны приближаются войска противника). Поскольку префикс ей это префикс со распределительным значением, то виджняна есть выбор области познавательной активности (гонора), или распределение познавательных процессов между шестью каналами — зрением, слухом и т.д. Сознанием она является только в том смысле, что такое распределение не соответствует никакой внешней реальности, а значит происходит внутри нас. Конкретное индивидуальное сознание чего-то есть, с его т.зр., санджня.

С. зависимы друг от друга, поэтому в анализе опыта обычно задействована вся их система. Напр., в отношении актуально присутствующего яблока виджняна направляет познавательную активность по четырем каналам: зрительному, обонятельному, осязательному, вкусовому. Приятное или неприятное ощущение (ведана), возникшее в результате контакта чувств и объекта, должно быть идентифицировано как познание чего-то красного, круглого и ароматного — функция санджни; благодаря санскаре этот опыт ассоциируется с понятием «яблоко», а также с определенной кармически детерминированной реакцией — желанием съесть этот плод. С. можно рассматривать в циклич. плане, в этом случае виджняна выступит фактором, обусловливающим рупу. Это значит, что выбор тела для рождения — тело человека или др. существ — исходит от виджняны, что подтверждается в последовательности нидан (звеньев цепочки) взаимозависимого возникновения (пратитья самутпада): виджняна обусловливает нама-рупу.

Термин нама-рупа трактуется в нек-рых текстах как синоним С. В понятие нама («имя») входят четыре ментальные (четасика) С, в рупу входит одноименная нементальная (ачетасика) С. Однако иногда нама-рупа понимается просто как живое тело, к-рому присуще сознание (пали савиннянака-кая). В сотериологич. перспективе все С. характеризуются как изменчивые (пали аничча; см. Анитья), лишенные самости (пали анатта; см. Анатмавада) и приносящие неудовлетворенность (духкха), а также как обусловленные (пали самкхата), убийственные (видхамака) и т.п. Их сравнивают с тлеющими углями, пожаром, омрачением, болезнью. Эта символика указывает на опасности, таящиеся в привязанности к опыту, порождаемому С. Непонимание их происхождения и способов их подавления составляет, по буддизму, осн. препятствие к освобождению — метафизич. неведение (авидья). У совершенных адептов (будд, архатов; см. Арья) С. «чисты», т.е. не функционируют в режиме «присвоения», у нек-рых категорий адептов, достигших высших ступеней медитации, «задействована» только С. виджняны. Концепция пяти С. расценивается в буддизме как полезная конвенция доктринального характера, решающая определенные теоретич. (объяснение индивида без допущения идеи «я») и практич. задачи (идентификация категорий разных явлений сознания при медитации), но сама по себе чисто условная, поскольку имеет дело с опытом уровня относительной истины (въявахарика-сатъя). Как отмечает совр. исследовательница С. Хэмилтон, «важно, что „бремя", к-рое необходимо снять с себя, состоит не в том, что мы думаем о себе в терминах „я", как можно было бы ожидать в соответствии с традиц. доктриной анатты, а в том, что мы суть С.» (Hamilton 2000, р. 81).


Лит.: Rhys Davids C.A.F. Buddhist Psychology. L., 1914; GethinR. The Five khandhas: Their Treatment in the Nikäyas and Early Abhidhamma // JlPh. 1986. Vol. 14. P. 36-54; Boisvert M. The Five Aggregates. Understanding Theraväda Psychology and Soteriology. Ontario, 1995; Hamilton S. Identity and Experience: The Constitution of the Human Being according to Early Buddhism. L., 1996; id. Early Buddhism: A New Approach. The I of the Beholder. Routledge, 2000; Lusthaus D. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch'eng Wei-shih Lun // Curzon Critical Studies in Buddhism Series. L., 2002.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика