Смрити

Смрити (санскр. smrti), сати (пали sati, «памятование») — буд. медитативная практика (смрити-упастхана), заключающаяся в удержании в поле внимания и постоянном осознавании адептом всех своих действий, мыслей, чувств, настроений, желаний и т.п. (ближайший аналог — интроспекция, т.е. инспекция внутренних состояний, самонаблюдение). Техника С. предполагает осознавание четырех «баз»: 1) телесных проявлений (рупа), что включает осознавание всех телесных действий, а также мысленное разделение тела на 32 элемента, созерцание стадий разложения трупа и др. практики, помогающие избавиться от склонности человека отождествлять себя с телом; 2) ощущений (приятного, неприятного и нейтрального), 3) типов мыслей (подверженных аффектам, не подверженных аффектам, неприязненных, не неприязненных, связанных или не связанных заблуждениями, собранных или распыленных и т.п.), 4) элементов учения Будды (дхарм) с т.зр. матрик (классификаций), выделяя асравы, скандхи, аятаны, факторы просветления (бодхи) («Сатипаттхана-сутта»).

Различаются два рода практик С: 1) постоянное внимание и удерживание в сознании всех аспектов опыта индивида (дыхания, положения тела, тона голоса, взгляда, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных ощущений, мыслей, образов, настроения и т.п.), культивирование спокойствия и отрешенности; и 2) вызывание в сознании (припоминание) и созерцание определенных образов (Будды Шакьямуни, его учеников, сангхи, примеров добродетельного поведения и т.п.).

Если нормами брахманско-шраманской йоги интроспекция и контроль предписываются в определенных статичных позах — асанах, то в буддизме С. «подключается» и к действиям буд. монаха, в т.ч. и обычно не осознаваемым (напр., естественные отправления организма). Рекомендуется установить С. «впереди себя» и следовать определенным правилам. Во-первых, относиться ко всему, что происходит, как к «объективному» процессу, не зависящему от «я», бесстрастно констатировать факты опыта, не привнося в них никакой личностной оценки. Во-вторых, описывать происходящее в терминах буд. теории дхарм, сгруппированных по скандхам, аятанам, дхату и т.д. Главная цель такого «аналитич.» описания — выработка привычки видеть мир дискретно, т.е. постепенное преобразование интеллектуальной процедуры в навык чувственных органов. В-третьих, рассматривать любое событие и любую вещь в модусах возникновения, пребывания и прекращения, что помогает осознать их изменчивость (кшаникавада) и избежать привязанности к ним. В-четвертых, понимая, что корень привязанности к вещам — в зацикленности на собственном «я», исключить из рефлексии над собственным опытом субъект-объектную оппозицию (не «Я подумал о том-то и том-то», а «Возникла мысль о том-то и том-то»). Наконец, в-пятых, понимать необходмость постоянного возобновления духовных усилий («Нельзя укладываться спать на вчерашней добродетели»). Практика С, помогающая реализовать буд. принципы, базирующиеся на понимании анитьи (бренности, непостоянства, изменчивости), анатмы (бессущностности) и духкхи (неудовлетворенности) в собственном экзистенциальном опыте, составляет ядро випашьяны — упражнений, развивающих способность понимания реальности в терминах буд. учения Вместе с тем она служит и концентрации сознания и успокоению ума (шаматха).


Изд.: Anälayo. Satipatthäna: The Direct Path to Realization. Birmingham, 2006.
Лит.: Tse-fu Kuan. Mindfulness in Early Buddhism: New Approaches through Psychology and Textual Analysis of Pali, Chinese and Sanskrit Sources. Routledge, 2008.
См. лит. также к ст. Медитация.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика