Сокусин дзёбуцу

Сокусин дзёбуцу («стать буддой в нынешнем теле») — в яп. буд. «тайном учении» (миккё) установка на то, что любой человек может достичь просветления в своей нынешней жизни. Противостоит установке на постепенное преодоление последствий дурных деяний прежних жизней («стать буддой за три кальпы»), С.д. подразумевает не только сроки, но и то, что просветления достигает как «сердце», так и «тело», к-рое обычно противопоставляют «сердцу». Под «телом» (син) понимается плоть, видимый облик, внешние пять чувств, принадлежность к тому или иному народу, семье, поколению. Становление будды в человеке не требует избавления от этих индивид, признаков. Школа сингон-сю различает три значения С.д.: 1. «Стать буддой благодаря совершенству порядка» (рисоку дзёбуцу): все существа изначально обладают «природой будды», и все обрядовые средства имеют своей основой «изначальную сущность дхарм». 2. «Стать буддой благодаря принятию дара» (кадзи дзёбуцу): даже не ощущая в себе просветления и не зная путей его раскрытия, люди каждым своим телесным, словесным и мысленным действием «проявляют» сокровенные действия будды. «Нет исконного почитаемого вне моего собственного тела, нет моего собственного тела вне исконного почитаемого, его „я" входит в мое „я", мое „я" входит в его „я"» (нюга ганю). 3. «Стать буддой благодаря раскрытию» (кэнтоку дзёбуцу): живое существо полностью выявляет в себе «природу будды». См. также «Сокусин дзёбуцу ги».

Школа тэндай-сю в целом трактует С.д. так же, но больший упор делает на то, что буддой может стать любое, сколь угодно несовершенное существо, в т.ч. ребенок или женщина. Кроме того, для этого не обязательно родиться человеком, а можно принадлежать к любой породе существ (пример — Девочка-Дракон, действующее лицо «Саддхармапундарика-сутры»). Вслед за тэндай-сю такие яп. мыслители, как Синран, Догэн, Нитирэн, трактовали С.д. как постулат, согласно к-рому никакие недостатки человека и неблагоприятные внешние условия не препятствуют буд. подвижничеству.


Соч.: Кукай. Сокусин дзёбуцу ги (Значение слов «стать буддой в нынешнем теле» // Кобо-дайси тесаку дзэнсю (Полное собрание сочинений Кобо-дайси). Т. 1. Токио, 1995. С. 41-58.
Лит.: Суэки Фумихико. Нихон буккё сокусин дзёбуцу-о тюсин-ни (Японский буддизм: вокруг «становления будды в нынешнем теле») // Хигаси Адзиа-но буккё Иванами кодза тоё сисо (Лекции издательства «Иванами» по восточной философии). Т. 12. Токио, 1988. С. 190-219; Groner P. Shortening the Path: Early Tendai Interpretations of the Realization of Buddhahood with This Very Body // Paths to Liberation: The Marga and Its Transformations in Buddhist Thought / Ed. by R.E. Buswell, R.M. Gimello. Honolulu, 1992. P. 439-473; Abe Ryuichi. The Weaving of Mantra. Kukai and the Construction of Esoteric Buddhist Discourse. N.Y., 1999.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика