«Сокусин дзёбуцу ги»

«Сокусин дзёбуцу ги» («Значение слов „стать буддой в нынешнем теле"», 817) — соч. Кукая, излагающее учение школы сингон-сю об обряде. По Кукаю, только сингон-сю позволяет «стать буддой в нынешнем теле» (сокусин дзёбуцу; кит. цзи шэнь чэн фо). Эта формула связывается с др. понятиями «тайного учения» (миккё): «в нынешнем» (соку) соответствует «шести великим первоначалам» и «четырем родам манд ал»; «теле» (син) — «принятию дара» (кадзи) трех «тайных действий»; «стать буддой» — «естеству дхарм», «сердцу-господину и сердцу-множеству», «пяти мудростям» и «мудрости истинного просветления». Шесть первоначал (рокудай), т.е. Землю, Воду, Огонь, Ветер, Небо и Сердце, «С.» рассматривает в единстве, не отделяя «телесные» начала от «сердца-сознания» (кокоро). Вслед за «Сутрой о великом солнце» (санскр. «Махавайрочана-сутра») первоначала здесь соответствуют мантре «А-ВА-РА-ХА-КХА-ХУМ», выражающей гл. свойства вселенского будды Махавайрочаны: нерожденность, невыразимость, неомраченность, необусловленность, пустоту, просветление. Первоначалам также соответствуют «круги» (санскр. чакра) человеч. тела, а значит, человек по своему телесному устройству тождествен будде. Первоначала «не имеют препятствий» (мугэ): 1) ни одно из первоначал никогда не встречается отдельно от пяти других, пять «телесных» начал всегда присутствуют в сознании, а оно — в каждом из них; 2) все шесть стихий непременно присутствуют в любой вещи; 3) «водная» составляющая любой вещи тождественна такой же «водной» составляющей любой др. вещи и т.д. Сеть соответствий, заданная шестью первоначалами, охватывает все миры, образует в них «йогу» — систему связей, к-рая позволяет воздействовать на одну вещь через другую, т.е. делает возможным обряд. Далее в «С.» говорится о равнозначности четырех способов изображения почитаемых существ на мандалах: рисованных человекоподобных образов; жестов рук; букв санскр. письма; «деяний», представленных мечами, цветками лотоса и другими атрибутами. Расположение «почитаемых» на мандале показывает их соотношение с «главным почитаемым», Махавайрочаной, одинаковое для всех способов изображения. Созерцая мандалу, подвижник переходит от одного «удела» к другому, и это позволяет ему от каждого «почитаемого» прийти к центру, Махавайрочане, и наоборот, от центра через многочисл. его воплощения — к данному «почитаемому» и к «нынешнему телу» каждого из живых существ. Соединение подвижника с «почитаемым» объясняется через кадзи. Соотношение между буддой в «теле Закона» и бесчисленными телами живых существ «С.» поясняет сравнением с «сетью Индры» — образом единства во множестве и множества в единстве: «Тела будды — то же, что тела толп рожденных существ, тела толп рожденных существ — то же, что тела будды. Неодинаковые, они одинаковы. Не различные, они различны». Далее «С.» отвечает на вопрос о том, что значит «стать буддой». Воплощения вселенского будды бесчисленны: от будд и бодхисаттв и до «непросветленных существ на шести путях». Любое из живых существ способно выявить в себе исконно присущее просветление. Единая мудрость будды, она же зеркало-солнце, отражает в себе все мироздание — так что мир «дел и вещей» становится «миром Закона-Дхармы», будда отражает и соединяет в себе все множество единичных носителей своей просветленной природы.


См. соч. и лит. к ст. Кукай.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика