Сомоку дзёбуцу

Сомоку дзёбуцу (доел, «травы и деревья становятся буддами») — проблема, обсуждавшаяся в яп. буддизме. По учению школ кэгон-сю, тэндай-сю и сингон-сю, познавательный опыт живого существа принято делить на три области: ближайшую («пять теней», скандхи), ближнюю (др. живые существа) и дальнюю («земля-страна», она же «сосуд»). К дальней области относятся горы, реки и т.д., а также растения; все они создают условия для воздаяния, т.е. обеспечивают страдания грешникам или радости праведникам (так, узников ада ранят деревья с листьями-ножами, а в Чистой земле вечно цветут лотосы, и в их чашечках возрождаются приверженцы будды Амиды). Во всех мирах, включая ад, людской мир, мир богов и др., растения, как и всё остальное, имеет «природу будды». Спорным считается вопрос: могут ли растения осуществить эту свою природу, «стать буддами»? С одной стороны, мир растений не выделяется в качестве самостоятельного мира, в отличие от миров людей и животных, поэтому переродиться растением невозможно, а значит, и само растение не может переродиться, став буддой.

С другой стороны, в яп. традиции мыслить растения как «неживые» оказывалось трудно: было развито почитание священных деревьев, божеств рисоводства и др.; известны притчи о страдании растений, напр., о бобах, к-рые варятся на костре из их собственных стручков («Записки от скуки» — «Цурэдзурэгуса», XIV в.). Исходя из такого взгляда на природу и понимая «становление будды» не как перерождение в мире будд, а как прижизненное раскрытие «природы будды», многие яп. мыслители утверждали, что «травы и деревья становятся буддами». Согласно учениям Кукая, Рёгэна, Аннэна и др. мыслителей школ тэндай и сингон, растение может «стать буддой» и поэтому, подвижничая ради спасения всех живых существ, человек может принести пользу и растениям. Учение школы тэндай об «исконной просветленности» (хонгаку) считает иначе: травы и деревья «учат становиться буддами», задают условия для подвижничества, но сами не подвижничают, а значит, не становятся буддами. Иначе бы «земля-страна» все более оскудевала, все большее число деревьев и трав погибало в здешнем мире и переходило в мир будд. Из-за этого страдания людей становились бы все тяжелее — поскольку все больше растений «становится буддами», а новые растения не рождаются (ведь по закону воздаяния возродиться растением нельзя). Постепенное ухудшение условий жизни в мире людей наставники учения об «исконной просветленности» признают, но считают, что оно вызвано общими закономерностями смены эпох (см. Маппо), а не проблемой С.д. («Тридцать четыре заметки» — «Сандзюсика-но котогаки», XIII в.).

Наставники дзэн-сю (Догэн и др.), указывая на то, что подвижничество должно быть непрерывным и заполнять собой всю жизнь человека, приводят в пример растения и говорят, что травы и деревья «становятся буддами» всегда. Сама жизнь растений есть своего рода подвижничество, хотя они не делают ничего особенного: «листья зеленеют, цветы краснеют», и не более того, но тем самым они осуществляют свою «природу будды».

По Нитирэну, то, что у неживых вещей есть сознание, в т.ч. у трав и деревьев, — самая трудная для постижения мысль «Лотосовой сутры» (санскр. «Садцхармапундарика-сутра»). Если признать, что сознание у растений есть, то становится понятным, почему буд. и небуд. учения разрешают брать в качестве «истинно-почитаемого» (хоидзон) образ будды, вырезанный из дерева или написанный на ткани из растительных волокон. Здесь вопрос об С.д. трактуется в прикладном смысле: становится ли буддой то дерево, из к-рого вырезана статуя? — иначе говоря, поклоняются ли люди собственно будде, когда поклоняются статуе? Нитирэн отвечает утвердительно. Способность растения стать буддой доказывает истинность буд. обряда в целом («Трактат об истинно-почитаемом как средстве постижения сердца» — «Кандзин-но хондзон сё», 1273).


Лит.: Человек и мир в японской культуре. М, 1985; Игнатович А.Н Школа Нитирэн. М., 2002; Трубникова H.H. Основные понятия «философии исконной просветленности» школы Тэндай (по «Тридцати четырем заметкам») // ВФ. 2008. № 10. С. 140-164.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика