Сото-сю

Сото-сю 曹洞宗 — одна из яп. буд. «школ созерцания» (дзэн-сю). Ее основал Догэн (1200-1253), к-рый обучался в Китае в 1223-1227 в школе цаодун, возникшей при дин. Сун, а затем перенес ее учение на яп. почву. Наименование школы состоит из иероглифов, входящих в названия гор — Цаошань (яп. Сокэй) и Дуншань (яп. Тодзан), на к-рых находились монастыри, основанные наставниками этого направления чань-буддизма Бэнь-цзи (840-901) и Лян-цзе (807-869). Название С. вошло в обиход в Японии с конца XIV в. В основу учения С. легла доктрина «пяти рангов» (яп. гои, кит. у-вэй), или пяти аспектов соотношения абсолюта и феноменального мира, школы цаодун, а также собственные воззрения Догэна, запечатленные в «Сёбогэндзо» и др. его трудах.

В 1233 Догэн основал монастырь Косёдзи в Киото, а в 1244 — Дайбуцудзи в пров. Этидзэн (совр. пров. Фукуи), затем переименованный в Эйхэйдзи, где он занимался подготовкой учеников исходя из убеждения, что просветление возможно только в условиях монашеской жизни. После смерти Догэна настоятелями Эйхэйдзи стали Коун Эдзё (1198-1280), составитель «Записи услышанного о „Сокровищнице ока истинной Дхармы"» («Сёбогэндзо дзуймон ки»), и Тэццу Гикай (1219-1309). Попытки Гикая реформировать школу встретили сопротивление со стороны Гиэна (7-1314), к-рый стал четвертым настоятелем этого монастыря. Гикай же организовал свое направление С, связанное с монастырями Дайдзёдзи в пров. Kara и Содзидзи на п-ове Ното. К этому направлению принадлежали Кэйдзан Дзёкин (1268-1325) и его ученик Гадзан Дзёсэки (1275-1366), при к-рых С. достигла расцвета и успешно конкурировала в распространении учения со школой тэндай-сю. В отличие от Догэна, к-рый делал упор на практику безобъектной сидячей медитации (стан тадза) и считал участие в похоронных обрядах делом мирян, Кэйдзан Дзёкин уделял значительное место произнесению эзотерич. молитвенных формул, отправлению погребальных церемоний и популяризации дзэн-буддизма.

В период Муромати (1336-1573) школа С. вновь объединилась под эгидой монастыря Эйхэйдзи. В то время как риндзай-сю (др. школа дзэн-буддизма) пользовалась покровительством сёгуната Асикага и апеллировала к высшим слоям сословия самураев, школа С. снискала широкую популярность среди самураев низших рангов и простолюдинов. Вместе с тем тенденция к популяризации учения через погребальные церемонии в противоположность медитативной практике все более усиливалась. В период Эдо (1603-1868) стали доминировать критич. настроения в отношении этой тенденции и одновременно нарастало движение за возврат к традиции Догэна. Прежде всего это движение выразилось в восстановлении письм. наследия патриархов. Наиболее активную роль в этом играли Гэссю Соко (1618-1697), Докуан Гэнко (1630-1698), Хайхо Дзикусин (1633-1707), Мандзан Дохаку (1636-1715), Мэндзан Дзуйхо (1683-1769). Особые заслуги в издании трудов Догэна принадлежат Мэндзану Дзуйхо и Гэнто Сокутю (ум. 1807). Несколько выбивалась из общего фона фигура Судзуки Сёсана, самурая и монаха, к-рый развивал идеи единства практики буд. учения и повседневных занятий, в частности приравнивал крестьянский труд к «пути бодхисаттвы».

Важной вехой в истории С. было создание в 1890 Адзэгами Байсэном (ум. 1901) из монастыря Содзидзи и Такия Такусю (ум. 1897) из Эйхэйдзи программного текста «Смысл практики и свидетельства школы сото» («Сото кёкай сюсёги»), содержащего выдержки из «Сёбогэндзо» и интерпретирующего учение Догэна применительно к жизни мирян.


Лит.: Суганума Акира. Догэн дзитэн (Словарь Догэна). Токио, 1977; Тамаки Косиро. Догэн // Нихон-но мэйтё (Великие произведения Японии). Т. 7. Токио, 1983.
См. тж. лит. к ст. Догэн.

Кобаяси Масахиро

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика