Судзуки Дайсэцу

Судзуки Дайсэцу 鈴木大拙, Судзуки Дайсэцу Тэйтаро 鈴木大拙貞太郎; 1870, г. Канадзава, преф. Исикава, — 1966, Токио) — буд. мыслитель, буддолог и популяризатор дзэн-буддизма на Западе. В юности слушал курсы лекций в ун-те Васэда и Токийском ун-те, а также изучал дзэн-буддизм под руководством Имагиты Кодзэна и Сяку Соэна в монастыре Энгакудзи. В 1893 посетил США в качестве переводчика и в 1897 стал ассистентом амер. философа и религиоведа Пола Каруса (1852-1919), занимаясь переводами важнейших даос, и буд. текстов. В 1907 опубликовал в Лондоне свою первую научную работу «Основные принципы буддизма махаяны». С 1909 преподавал в яп. ун-тах, с 1919 стал профессором ун-та Отани в Киото. В 1921 в издаваемом им журнале «Eastern Buddhist» опубликовал «Эссе по дзэн-буддизму», к-рые были переизданы в Лондоне и принесли ему известность на Западе. С 1950 жил и преподавал в США.

С.Д. был одним из первых, кто осуществил перевод фундамент, категорий буд. философии на зап.-европ. языки и предпринял систематич. истолкование для зап. читателя религ.-филос, этич. и эстетич. аспектов дальневосточного буддизма махаяны, сделал комментированные переводы многих буд. текстов, давая им совр. интерпретации, в т.ч. «Махаяна-шраддхотпада-шастры», «Гандавьюха-сутры» и «Ланкаватара-сутры». Он способствовал возрождению интереса к буддизму после длительного главенства синтоист, идеологии в самой Японии.

Как мыслитель, С.Д. разрабатывал теорию филос. опыта, центром к-рого была концепция просветления. Учение о просветлении у С.Д. имело значит, онтологическую составляющую, к-рая базировалась на двух категориях: «пустота» и «воля». «Воля» у С.Д. интерпретируется как мировая воля и предельно онтологизируется. Исходя из этого, он определяет просветление как акт самоотождествления воли, прошедшей в своем развитии через процесс отделения от нее сознания, преодоления субъект-объектного дуализма и восстановления ее единства на новом уровне. Вместе с тем само событие просветления он рассматривал как разрешение состояния вопрошания, составляющего, по его мнению, основу развития самосознания и самоактуализации человека.


Соч.: Фромм Э., Судзуки Д., де Мартино Р. Дзен-буддизм и психоанализ. М., 1997; Судзуки Д.Т. Основные принципы буддизма Махаяны. СПб., 2002; он же. Очерки о дзэн-буддизме. СПб., 2002; он же. Дзэн и японская культура. СПб., 2003.
Лит.: Абаев Н.В. Д.Т. Судзуки и культурное наследие дзэн (чань)- буддизма на Западе // НАА. 1980. № 6; Abe Masao. Zen and Western Thought. Honolulu, 1989; Джинджолия Б.И. Концепция просветления в учении Д.Т. Судзуки: теория и практика вопрошания. Автореф. канд. дис. Екатеринбург, 2004.

Л. Б. Карелова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика