Шуньята

Шуньята (санскр. sünyata, тиб. тонпаньи, кит. кун, яп. ку, букв, «пустота») — термин, неоднократно встречающийся в различных произведениях буддизма (начиная с текстов Типитаки) для обозначения отсутствия постоянного «я» у личности и у явлений. Этот термин получил разработку в трактате «Катхаваттху», написанном монахом Моггалипуттатиссой в III в. до н.э. по случаю 3-го буд. собора, собравшегося по инициативе императора Ашоки. Начиная с праджняпарамиты сутр и соч. Нагарджуны «Муламадхьямака-карика», Ш. становится центральной категорией философии махаяны. «Все явления пусты, не имеют самостоятельного независимого самобытия», — говорится в сутрах праджняпарамиты. Если бы где-то была хоть пылинка «независимости», она оказалась бы чем-то вечным, абсолютным, неизменным и невоспринимаемым, потому что не могла бы вступать во взаимодействие ни с чем — ведь всякое взаимодействие есть взаимоопределение, взаимозависимость. Именно в этом смысле все явления «пусты» от природы, и поэтому пустота понимается Нагарджуной как «взаимозависимое возникновение» (пратитья самутпада), что делает ее тождественной данной ключевой доктрине раннего буддизма. Стараясь подчеркнуть этот смысл, Ф.И. Щербатской переводил термин Ш. не как «пустота», а как «относительность». Существует некоторое различие между терминами шунья как признаком всех дхарм, и Ш. (санскр. суффикс «-та» придает слову оттенок абстрактности) как качеством обладания шуньеи, т.е. бытием «как оно есть» (ятхабхутам), или «таковостью» (татхата).

В традиции праджняпарамиты Ш. подразделяется на 16, 18 и 20 видов. Напр., 16 видов Ш. это: пустота внутреннего, внешнего, внутренне-внешнего, пустоты, великого, высшего, обусловленного, необусловленного, того, что выходит за пределы противоположностей, того, что не имеет начала и конца, того, что не следует оставлять, самобытия явлений, всех явлений, собственных признаков явлений, необъективируемого, небытия. Ш. — это избегание любых высказываний, утвердительных и отрицательных. По словам Нагарджуны, будды «провозглашали, что пустота — прекращение всех теоретич. воззрений. [Поэтому] те, кто пустоту [сделал] теорией, — неизлечимы». Однако, хотя с т.зр. буд. философии Ш. и не считается самостоятельной сущностью, в поэтич. произведениях Нагарджуны используется более позитивное обозначение пустоты: «„То" подобно чистому пространству, „то" — вне слов и знаний... „то" именно и есть пустота», — что впоследствии послужило одним из аргументов в пользу создания альтернативного мистич. понятия положительной «пустоты другого», или «инопустоты» (санскр. парагиунья) как своего рода абсолюта, — в отличие от принципиально неонтологизируемой Ш. Нагарджуны и Чандра-кирти. Теория «инопустоты» как абсолюта развивалась нек-рыми тиб. мыслителями начиная с Зу Гавэ Дорже (XI в.). Последователи этой доктрины стали называть апофатич. интерпретацию Ш. в прасангика-мадхьямаке Чандракирти «самопустотой» (санскр. свашунья) и критиковать такое понимание за «нигилизм». «Классические» мадхьямики, в свою очередь, указывали, что инопустота ничем не отличается от атмана веданты, отвергнутого Буддой. Крайности филос. полемики послужили одной из причин запрета в Тибете при Далай-ламе V школы джонанг, пропагандировавшей инопустоту, и ссылки в Монголию главы этой школы — Таранатхи. Но в XIX-XX вв. доктрина инопустоты получила новую жизнь в тиб. «экуменическом» движении риме. Возможно, оба подхода могут иметь право на существование, если, напр., рассматривать доктрину инопустоты как относящуюся не к воззрениям буддизма, а к методу, как предлагали нек-рые комментаторы В нек-рых текстах ваджраяны слово шунья имеет значение, относящееся не к мадхьямаке, а к определенным этапам йогического опыта.

А.А.Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика