Сон. В буддизме

Сон. В буддизме С. (санскр. svapna, nidrâ и др.) понимается как синоним омраченного состояния психики, а пробуждение от него (бодхи) — символ истинного познания (праджня) и открытия подлинной реальности (ятхабхутам). Начиная с Будды Шакьямуни первостепенное значение в достижении высшей религ. цели — нирваны — придавалось бодрствованию, сознательному бдению: «Ученики Гаутамы, наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью, все время их мысль устремлена к Будде» (Дхаммапада, 1.296; пер. В.Н. Топорова). Не случайно само слово будда букв, означает «пробужденный». Выработанное в буддизме отношение к реальной жизни как ко сну или иллюзии (майя) вдохновило ведантийского учителя Гаудападу на новую трактовку упанишад, ознаменовавшую создание адвайта-веданты — доктрины недвойственности. Виджнянавадины использовали феномен сна для доказательства иллюзорности объекта познания: хотя мы считаем, что познаем объекты, на самом деле в опыте нам даны лишь представления (виджняпти-матра), подобно тому как это происходит во сне. Когда мы просыпаемся, то обнаруживаем, что эти объекты нереальны. Так и освобождение есть пробуждение, влекущее за собой исчезновение прежней картины мира.

Васубандху в «Вимшатике» доказывает несуществование объектов вне процесса их познания ссылкой на сон, в к-ром реальное физич. действие происходит без всякого внешнего реального повода (напр, семяизвержение во сне). В полемике с буддистами-виджнянавадинами найяик Ватсьяяна говорит о невозможности утверждать несуществование объектов сознания только на том основании, что они не воспринимаются, когда человек просыпается. В противном случае нельзя объяснить разнообразие сновидений: «Какой-то сон связан со страхом, какой-то — с удовольствием, какой-то противоположен и тому и другому, а когда-то и вообще не видят снов. Если [допускается], что ложное представление об объектах сновидений имеет причину, то разнообразие [сновидений] обусловливается разнообразием [их] причин» («Ньяя-бхашья» к «Ньяя-сутрам» IV.2.33; пер. В.К. Шохина). В отличие от буддистов, Ватсьяяна полагал, что, подобно объектам памяти, объекты сновидческого познания существуют в прошлом и были когда-то реально восприняты. Мы определяем их как ложные лишь постфактум, после пробуждения, когда убеждаемся, что этих объектов нет (IV.2.34). Однако истинное познание опровергает ложное познание, а не сами объекты — точно так же как пробуждение устраняет сновидение, а не предметы сновидений как таковые. Состояние сна без сновидений Ватсьяяна объясняет бездействием факторов омрачения (клеша), к-рые больше не действуют, как не действуют они и в состоянии освобождения (IV.2.63). Уддйотакара в своем комментарии к этим же сутрам выдвигает и ряд др. аргументов: если все, что с нами происходит, — это сон, то никто никому не может ничего доказать, поскольку все есть чей-то сон, но никто не видит чужих снов (ср. притчу о сне Чжуан-цзы). Если, вслед за виджнянавадинами, считать объекты познания нереальными вне самого познания, то исчезнет разница между бодрствованием и сном, между дхармой (праведностью) и адхармой (зд. порочностью), ибо если человек не несет ответственности за свои проступки во сне, то так же будет и в состоянии бодрствования. Напр., человек, совершивший прелюбодеяние в реальности, не будет нести за него наказание.

Если буд. и кашмирские философы пытались доказать, что обычное эмпирич. познание ничем принципиально не отличается от сновидческого — на том основании, что и его объекты созданы сознанием, — то для реалистич. школ нъяи, вайшешики и мимансы сон — это проявление скорее физич. и психологич., чем духовной природы человека, необходимость дать передышку уставшему организму.


Изд.: Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья / Пер., вступ. ст. и коммент. В. К. Шохина. М, 2001 (Памятники письменности Востока. 123).
Лит.: Abegg E. von. Indische Traumtheorie und Traumdeutung// AS. 1959. Vol. 12. P. 1-33; Les songes et leur interprétation. P., 1959 (Sources orientales 2). P. 209-247; FilliozatJ. Le sommeil et les rêves selon les médecins indiens et les physiologues grecs // Laghu-prabandhä / Choix d'articles d'indologie par J. Filliozat. Leiden, 1974. P. 212-232; O'Flaherty D.W. Dreams, Illusion and Other Realities. Chic.-L., 1984; Layek S. An Analysis of Dream in Indian Philosophy. D. et al, 1990.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика