Свасамведана

Свасамведана (санскр. svasamvedana, «самоосознавание») — термин буд. эпистемологич. теории Дигнаги-Дхармакирти. Вводится Дигнагой для обозначения одной из разновидностей непосредственного довербального восприятия (нирвикальпака- пратъякша). С. является положительным ответом на вопрос, познает/осознает ли познание самое себя. Учитывая, что, с т.зр. этих авторов и их последователей, не только субъект, но и объект познания является внутренним аспектом самого по- знавательного процесса, не совсем ясно, является ли С. 1) результатом самоосознавания, 2) субъективным переживанием объективного аспекта познания или 3) самим субъективным аспектом? Напр., если в опыте чувственного восприятия синего цвета само зрительное восприятие синего является объектом, или объективным аспектом (грахъя-акара), то что составит С. — само осознавание этого восприятия (но в этом случае оно не будет саморефлексивным) или осознавание осознавания? Позиция Дигнаги, к-рый отождествляет С. с результирующим познанием (прамана-пхала), по-разному толкуется его последователями. Дхармапала понимает ее как разграничение между субъективным аспектом познания и результирующим самоосознаванием. С т.зр. Шантаракшиты, С. — это внутренняя рефлексивность (способность самоотражения), присущая всем познавательным актам, что, по его мнению, останавливает регресс в бесконечность, являющийся неизбежным последствием точки зрения, выделяющей С. в отдельное познавательное событие (в этом случае каждое познавательное событие должно сопровождаться рефлексивным актом, тот, в свою очередь, другим и так до бесконечности) (Таттва-санграха 2020-2021). Доказывая существование С, Дигнага ссылается на припоминание: для формирования перцептивного суждения: «Я вижу синее» необходимо вспомнить акт зрительного восприятия, к-рый уже состоялся (буддисты придерживались концепции мгновенности всех когнитивных событий; см. Кшаника- вада). Если бы акт зрительного восприятия не обладал внутренней рефлексивностью, то его нельзя было бы припомнить (как нельзя вспомнить любое бессознательное действие). Именно благодаря С. буд. авторы, отрицающие валидность вербального и концептуального восприятия (савикальпака-пратьякша), объясняют его когнитивный характер. Если бы не было С, то буд. непосредственное восприятие (нирвикалъпака-пратъякша) свелось бы к простой физиологич. стимуляции соответствующих индрий (познавательных способностей) и не было бы никаких оснований считать его событием познания.


Лит.: Williams P. The Reflexive Nature of Awareness: A Tibetan Madhyamaka Defence. Richmond, 1998; JlPh. 2010. Vol. 38.
См. лит. к ст.: Пратьякша; Нирвикальпака — савикальпака.

В.Г. Лысенко

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика