Сватантрика-мадхьямака

Сватантрика-мадхьямака (санскр. svatantrika-mädhyamaka, букв, «средний в отношении самостоятельного довода») — подшкола буд. философии мадхьямака, основанная Бхававивекой (VI в.), к-рая не только опровергала доводы оппонентов, но и выдвигала свой собственный. Он состоял в следующем. Все обусловленные вещи (дхармо-чьстицы) нереальны (см. Шуньята) с т.зр. абсолютной истины, поскольку производны от причин и условий, они подобны иллюзорным предметам. «Необусловленные» вещи (пространство, нирвана и т.д.) не существуют в абсолютном смысле, поскольку они не имели происхождения, подобно лотосу в небе. Этот довод не означал отрицания эмпирич. достоверности вещей, а только отказывал им в абсолютной реальности, на к-рой настаивали философы хинаяны. С. выступала в буддизме с объединительными тенденциями, стремясь сгладить противоречия между махаяной и хинаяной. На втором этапе развития подшколы ее представители Шантаракшита (VIII в.) и Камалашила (VIII в.) привнесли в мадхъямаку идеи йогачары, а Харибхадра (VIII-IX вв.) и его последователи — идеи саутрантики. Оба течения С. были очень популярны в Индии VIII—XII вв., особенно среди мыслителей ваджраяны, а также доминировали в тиб. философии вплоть до XV-XVI вв. Ныне С. изучается преимущественно в тиб. школах сакья и кагью.


Лит.: Iida Sh. Reason and Emptiness. Tokyo, 1980; Santina P. Madhyamaka Schools in India. D., 1986.

B.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика