Тай-сюй

Тай-сюй 太虛, Люй Гань-сэнь, дхармическое имя {фа мин) Вэй-синь (Идеалист), прозвище Бэй-хуа. 1889/90, уезд Чундэ (совр. пров. Чжэцзян), — 17.03.1947, Шанхай, монастырь Юйфо-сы. Буд. монах, Наставник Учения/ Дхармы {фа ши), Великий наставник {да ши), реформатор и обществ, деятель. В 1905 стал послушником в монастыре Сяоцзюхуа-сы (Пинван, окр. Су-чжоу). В том же году в г. Нинбо в монастыре Тяньтун-сы принял монашеские обеты. В 1911 стал настоятелем монастыря Шуанси-сы в г. Гуанчжоу. Мировоззрение Т. сформировалось под влиянием Ян Вэнь-хуя — родоначальника буд. возрождения в кон. XIX — нач. XX в. В основанной им буд. школе нового типа в г. Нанкине Т. обучался с 1907. Углубленно изучал буд. канон, а также переведенные к тому времени на кит. яз. зап. работы по логике, философии, экспериментальным наукам. Под влиянием трудов кит. реформаторов Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао, Янь Фу, Тань Сы-туна, Чжан Бин-линя и Цзоу Жуна (1885-1905), а также К. Маркса, П. Прудона, М. Бакунина, П. Кропоткина у него сформировались довольно радикальные взгляды, однако он был противником социальной революции и коллективистских идеалов коммунизма. Т. верил, что только буддизм может спасти мир, что путем самосовершенствования каждой отд. личности можно достигнуть обществ, прогресса. Смыслом его жизни стало распространение и реформирование буддизма, т.е. его идейное и структурное преобразование с целью объединения верующих всего Китая.

Под влиянием «трех народных принципов» {сань минь чжуи) Сунь Ят-сена Т. в 1913 выдвинул свои три принципа реформирования религ. вероучения, религ. системы и религ. собственности. С 1918 приступил к разработке теории «буддизм в жизни человека» {жэнъшэн ды фо-цзяо), к-рой посвятил 30 лет своей жизни. Введенное им понятие «три большие революции в буддизме» на практике стало обозначением буд. реформы в республиканский период, призванной преодолеть то кризисное состояние традиц. кит. буддизма, в к-ром он находился к нач. XX в. Т. выступил против сформировавшегося на протяжении многовековой истории императорского Китая типа крайне бездеятельного буддизма, последователи к-рого ограничивались непосредств. заботой о себе и априорно отказывались от активной роли в социуме. Неверно истолкованный принцип «недеяние» (у вэй) привел к отсутствию деятельности, косности обычаев, невмешательству в ход событий. Согласно Т., такой «мертвый буддизм» (сы ды фо-цзяо) или «мистич. буддизм» (гуй ды фо-цзяо) противоречил не только тенденциям обществ, развития Китая в XX в., но и логике самого буддизма. Теория «буддизм в жизни человека» была призвана восстановить подлинную суть буддизма и поставить его на службу реальной жизни человечества.

В 1918 по инициативе Т. в Шанхае возникло Общество бодхи (Цзюэ шэ), члены к-рого писали и публиковали спец. лит-ру, издавали источники, читали лекции с целью распространения буддизма. Обществом бодхи был издан труд Т. «Чжэнли сэнцзя чжиду лунь» («Суждения/Шастра о реорганизации системы сангхи»). В кон. 1919 по его инициативе местопребыванием «Общества бодхи» стал г. Хан-чжоу.

В течение многих лет Т. вел миссионерскую деятельность, разъясняя необходимость орг-ции городских, провинциальных и всекит. союзов последователей буддизма. В 1920 был создан буд. союз в г. Ханькоу. В апр. 1928 Т. выпустил обращение к реформаторски настроенным кит. буд. монахам, в к-ром впервые выдвинул положения относительно конкретного содержания буд. устройства: теория «буддизм в жизни человека» 1) исходит из «трех народных принципов», а также основывается на буд. положении о том, что человек может достигнуть уровня бодхисаттвы («стремящегося к пробуждению») и будды («стремящегося к совершенному пробуждению»); 2) строится на кит. монастырской системе; 3) предусматривает обновление прежних махаянских принципов жизни верующих; 4) может оказать благотворное влияние на нравы в гос-ве и об-ве. В выдвинутой Т. социоантропологич. теории «буддизм в жизни человека» кроме нац. особенностей нашли отражение нек-рые требования европ. рационализма и гуманизма. Цель состояла в широком распространении буддизма как наиболее приемлемого для совр. кит. об-ва вероучения. Новизна учения Т. состояла в том, что он сформулировал необходимость создания новых моделей буддизма, соответствовавших динамике обществ, развития. По его мнению, надо извлечь лучшее из религ. традиции и предложить в адаптированном виде совр. об-ву, надо говорить с миром на понятном для него языке, распространять свет буд. учения, а не закрываться в ограниченном мирке храма или монастыря. Признавая, что махаяна — ядро буд. учения, он призывал не только следовать путем Учения/Дхармы, но и устранить все предрассудки и соответствовать духу времени, чтобы служить об-ву.

Параллельно с разработкой теории «буддизм в жизни человека» Т. вел практич. деятельность по ее популяризации и распространению буддизма за рубежом. Особое место занимала его миссионерская деятельность во Франции, Англии, Германии и США, а также в Японии, Индии и на Цейлоне, к-рая дала импульс созданию впоследствии Всемирного братства буддистов. В 1920-1940-х Т. последовательно воплощает в жизнь замысел своего учителя Ян Вэнь-хуя по углублению контактов между Западом и Востоком посредством буддизма. Миссионерская активность Т. была поддержана гоминьдановским пр-вом: после личной встречи с Чан Кай-ши в июле 1928 он получил офиц. одобрение и финанс. поддержку. Его первое путешествие в Зап. Европу, США и Японию продолжалось 9 мес. Благодаря финансированию со стороны Нац. пр-ва он смог оказать реальную помощь уже существовавшим на Западе буд. объединениям, а также содействовать образованию новых буд. об-в в Англии и Америке.

В 1940-х на о-ве Цейлон Т. встретился со знатоком буд. канона, последователем хинаяны д-ром Г.П. Малаласекерой. Их общая идея создания междунар. буд. орг-ции, борющейся за мир, была реализована Малаласекерой уже после смерти Т.: в 1950 было создано Всемирное братство буддистов.

Т. внес вклад не только в разработку идей поворота кит. буддизма к об-ву, но и в реорганизацию буд. образования и создание ряда учебных заведений нового типа. Идеи Т. сформулированы в его соч. «Синь ды вэйши лунь» («Новая Виджняптиматратасиддхи-шастра» / «Новые суждения о только-сознании»; см. Вэйши-цзун), «Фасян вэйши сюэ» («Учение о только-сознании свойств дхарм»; см. Фасян-цзун), «Фо-фа даоянь» («Введение в Учение/Дхарму Будды»), «Фо-сюэ чжи жэньшэн даодэ» («Нравственность в жизни человека согласно буддийскому учению»), «Во ды фо-цзяо гайцзин юньдун люэ ши» («Краткая история наших буддийских преобразований»), «Жэньшэн ды фо-цзяо» («Буддизм в жизни человека»). В сер. XX в. теория Т. получила развитие у его последователя и ученика монаха Инь-шуня, к-рый назвал расширенную версию теории своего учителя «буддизмом в жизни людей» (жэнъцзянъ ды фо-цзяо). Во 2-й пол. XX в. Инь-шунь многое сделал для ее распространения в среде тайваньских буддистов. В КНР после неск. десятилетий забвения Т. оценивается как «гений буд. мысли», его идеи стали программой деятельности совр. буддистов КНР.


Соч.: Тай-сюй цзи (Собр. [произв.] Тай-сюя). Пекин, 1995.
Лит.: Welch H. The Buddhist Revival in China. Camb. (Mass.), 1968; Чжунго цзинь-сяньдай гаосэн юй фо-сюэ мин жэнь сяо чжуан (Краткие биографии выдающихся монахов и буддийских ученых нового и новейшего времени). Шанхай, 1990; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 314-315; Чжунго цзинь-сяньдай фо цзяо жэньу чжи (Жизнеописания видных деятелей китайского буддизма в новое и новейшее время). Пекин, 1995; Го Пэн. Тай-сюй сысян яньцзю (Исследование идей Тай-сюя). Пекин, 1997; Фа инь (Голос Дхармы). 1999. № 11; 2000. № 5; Фан Ли-тянь, Хуа Фан-тянъ. Чжунго фо-цзяо цзяньши (Краткая история китайского буддизма). Пекин, 2001. Chow Hsiang-kuang. T'ai Hsu, His Life and Teachings. Allahabad, 1957; Сахирова Е.Ф. Обновленческое движение буддистов Китая на рубеже XIX-XX вв. // XIV НК ОГК. Ч. 3. М, 1983. С. 25-31; Фо-цзяо да цыдянь (Большой буддийский словарь) / Гл. ред. Жэнь Цзи-юй. Нанкин, 2002. С. 267-268.

С.А. Горбунова, А.И. Кобзев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика