Тантры

Тантры, тантра (санскр. tantra, «нить», «непрерывность», от корня tan, «тянуть», тиб. гью) — в буддизме 1) «непрерывная последовательность», т.е. непрерывность потока индивидуального сознания; 2) непрерывное существование в нашем сознании природы будды, путь к состоянию будды; 3) система йогических практик ваджраяны (иначе — тантраяны), способствующих «созреванию» (випака) потока сознания практикующего до уровня «Т. плода», а также описывающие эти практики обширные тексты. В этом, третьем, значении термин Т. приобрел наибольшую известность.

Элементы философии тантраяны встречаются уже в Типитаке, однако как отдельные тексты Т. развиваются сравнительно поздно. Самые ранние Т. (такие как, напр., «Гухьясамаджа-тантра») совр. исследователи датируют не ранее IV в. н.э. (тиб. буд. историки объясняют это тем, что до этого времени Т. оставались совершенно тайным учением); значительное число сохранившихся рукописей относятся к XVI в.

К VIII-IX вв. в Индии были созданы уже тысячи Т., относящихся как к индуизму, так и к буддизму; существовали также и общие для шиваитов и буддистов Т., в к-рых использовался базовый ведийский символизм, элементы древн. магич. культов и представлений, терминологии и мифологии, развивались представления о «вплетенности» человека в структуру-ткань {тантра) космоса, распространялись психофизиологич. знания, выработанные йогической традицией и аюрведой. Объединяет эти тексты и общая для индуистского и буд. тантризма идея использования колоссальной мощи человеч. сексуальности и др. страстей для скорейшего нахождения пути к спасению или состоянию будды. Однако, несмотря на значительную общность тантрических элементов в индуизме и буддизме и наличие общих принципов, касающихся стадий духовного пути и медитативных методик, филос. основа и сотериологич. цели практики индуистских и буд. Т. совершенно различны. Индуистские Т. опираются на концепцию абсолютного субъекта, сконцентрировавшего в себе энергетический потенциал вселенной, к-рый адепт раскрывает в себе в результате тантрических практик. В буддизме представление об абсолютном субъекте отсутствует и практика устремлена к реализации общемахаянских идеалов бодхисаттвы и достижению состояния будды ради блага всех существ через развитие сострадания и постижение пустоты. В буддизме источником Т. считались будды, поэтому канонич. статус Т. приравнивался к статусу сутр. Уже в Индии возникли первые классификации Т., разделяющие их на 3, 5, 6 или 7 (по Атише) классов. В Тибете эти классификации не получили распространения, за исключением старейшей школы ньингма, в к-рой выделяют шесть разрядов Т. 1) Крия-тантры описывают различного рода ритуалы, очистительные омовения, подношения божествам и др. действия, предназначенные для очищения тела, речи и ума. В процессе медитации божества предстают как реально существующие, и отношение йогина к ним уподобляется отношению простолюдина к царю. Время, требующееся для достижения освобождения, — 7—13 жизней. 2) Упайога-тантры также касаются предварительных ритуалов, однако лейтмотивом медитации является совпадение двух уровней реальности — относительной и абсолютной, т.е. признается, что визуализируемые божества самостоятельны лишь с позиций относительной истины, а не в абсолютном смысле, с т.зр. теории пустотности (см. Шуньявада). Отношение к божествам в медитации уподобляется отношению работника к хозяину. Полная реализация освобождения требует от 5 до 13 рождений. 3) В йога-тантрах уже в предварительных ритуалах осуществляется объединение внешних и мысленных действий. Медитация проходит в устремленности к абсолютной истине, йогин визуализирует божеств перед собой либо мысленно сам преображается в божество, созерцая соответствующую мандалу. Считается, что начиная с 3-й жизни после начала практики возможно рождение в Чистой земле Акаништха.

Указанные три разряда Т. ассоциируются с процессами очищения тела, речи и ума, а результатом практики считается обретение «тела блаженства» (самбхогакая; см. Трикая).

4) Махайога-тантры вводят новую систему инициации: мандалы из цветных порошков заменяются текстом, цветовые символы божеств мандалы — мантрами, и т.д. Результатом практики считается обретение «явленного тела» (нирмана-кая) в следующей жизни. 5) Ануйога-тантры подразделяются на два класса — «отцов- ские» и «материнские», в зависимости от преобладающего метода: упая (мужское начало) состоит в великом сострадании (махакаруна), праджня (женское начало) состоит в постижении пустоты. Сущностью медитативного процесса становится созерцание пустоты как ясного света сознания. В момент смерти обретается «тело великого блаженства» (санскр. махасукха-кая). 6) Атийога-тантры (тиб. дзогчен) учат о единстве блаженства и пустоты, происходящем в «мандале ума». Медитативная практика проходит полностью за рамками дискурсивного мышления. Все загрязнения считаются изначально очищенными.

Все остальные школы тиб. буддизма придерживаются упрощенной четверичной классификации тантрийских текстов, принятой Бутоном Ринчендупом при редактировании буд. канона (крия-, чаръя-, йога- и маха/ануттара-йога-тантры). По объяснению Кедруп Дже, непосредственного ученика Цонкапы, «крия-тантры поведаны ученикам, склонным к внешним действиям, в то время как чарья-тантры изложены для обуздания учеников, склонных в равной мере как к внешним действиям, так и к внутр. йоге. Йога-тантры предназначены для обуздания учеников, склонных к йоге внутреннего самадхи, а ануттара-йога-тантры как нельзя лучше подходят для обуздания учеников, склонных к внутренней йоге». Высший, 4-й класс Т. также делится на два подкласса — «отцовские» и «материнские» Т.; в Кангьюре к числу первых относятся 74 текста, к числу вторых — 33. Кроме того, Бутон и некоторые др. авторы выделяют 3-й подкласс — «недвойственных» Т., к к-рым относят шесть текстов Кангьюра (напр., «Хеваджра-тантра»). Важнейшей из «недвойственных» Т. является «Калачакра-тантра» (см, Калач акра).


Лит.: Tsong-kha-pa. The Great Exposition of Secret Mantra. Transi, and ed. by J. Hopkins as "Tantra in Tibet". L., 1977; Banerjee S.Ch. Tantra in Bengal: A Study in Its Origin, Development and Influence. Calc, 1978; LessingF., WaymanA. Introduction to the Buddhist Tantric Systems. D., 1978; Snellgrove D. Indo-Tibetan Buddhism. Vol. 1. Shambhala. Bost., 1987; Panchen Sonant Drakpa. Overview of Buddhist Tantra / English transi, by MJ. Boord and L.N. Tsonawa. Dharamsala, 1996; Терентъев A.A. Место Шри Чакрасамвара-тантры в системе Ваджраяны // Религиозно-философское наследие Востока в герменевтической перспективе. По материалам междунар. науч. конф. 2001 г. СПб., 2004. С. 203-231; он же. Классификация тантр в буддийских традициях Тибета // Smaranam: Памяти О.Ф. Волковой. Сб. статей. М., 2006. С. 315-332; Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо) / Пер. с тиб. А. Кугявичуса. Т. 1. СПб., 2011.

A.A. Терентьев

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика