Таранатха

Таранатха (санскр. Täranätha, «Господин, говорящий громко», тиб. Кунга Ньинпо; 1575-1634) — тиб. ученый и религ. деятель, автор многотомного собрания соч. по всем отраслям буд. знания, в т.ч. знаменитой «Истории буддизма в Индии». Он был одним из последних представителей школы буддизма в Тибете, к-рая называлась джонанг (по назв. монастыря, основанного Юмо Микйо Дордже в XI в.). Теоретич. развитие школа получила благодаря трудам Долпопы Шерап Гьялцена (1292-1361). Особую известность джонанг приобрела из-за односторонней интерпретации идеи «пустотности любой иной сущности» (санскр. парабхава-шуньята, тиб. шентонг; см. Шентонг — рантонг), в результате чего внутренняя природа Будды (татхагата-гарбха) объявлялась единственно реальной и вечной, как и «я», самость, Атман. Нек-рые тиб. школы отвергали такой подход. Далай-лама V (1617-1682) обвинил школу в подмене буд. учения индуистским и спец. указом запретил ее деятельность, велел сжечь ее книги, нек-рые монастыри разрушить, а остальные передать в ведение школы гелук. Исследователи полагают, что к столь жестким решениям привели политич. причины. Приверженцы джонанг поддерживали линию духовной преемственности карма и школу карма кагъю (см. Кагью), к-рая была действенным соперником линии преемственности далай-лам и школы гелук.

В рамках школы джонанг Т. преимущественно и развивал воззрения, опирающиеся на учение шентонг — истолкование доктрины пустотности (шуньята) и в особенности ее «практич. стороны» (см. Шуньявада). Коренными текстами при этом послужили «Чатухстава» («Четыре гимна буддам») Нагарджуны и др. его гимны. Пустотность как наивысшую истину здесь стремятся выразить (через образность, парадоксальность и др. речевые возможности) так, чтобы показать недвойственную изначальную чистоту сознания, лишенного какой бы то ни было условности, отношений зависимости, взимосцепленности понятий. Подход инд. школы прасангика-мадхьямака и ее тиб. последователей, называвшийся «пустота внутреннего, природного» (санскр. пракрити-шунъята), сторонники шентонг обвиняли в крайности нигилизма.

Согласно махаянским сутрам и комментатору Нагарджуны Чандракирти (Мадхьямака-аватара VI.222-223), шентонг является главным, обобщающим пунктом в доктрине пустотности. Смысл его заключается в следующем. Вне зависимости от того, появится ли Будда (Татхагата) в этом мире в определенное время или нет, — Закон (Дхарма) всегда действителен вкупе с его наивысшими значениями: дхармата, дхармадхату, татхата, бхута-коти и т.д., к-рые и называются «иными сущностями». Вот они-то как раз тоже пусты, на них тоже нельзя опираться. Мыслители школы джонанг и Т. отстаивали доктрину позитивного признания «лона Истинносущего» {татхагата-гарбха) и считали, что внутренне присущая природа Просветленного обладает всеми качествами будды, непостижимыми для соотносительных видов познания. Вслед за Нагарджуной тибетцы полагали, что пустотность есть плод только непосредственного восприятия и потому она не есть объект концептуального знания (хотя у самого основоположника мадхьямаки это не являлось основанием для отрицания логики, к к-рому были склонны последователи джонанг).

Такой подход критиковался и др. тиб. школами в течение столетий, особенно Бутоном Ринчендупом и Цонкапой. В XIX в. сторонники движения риме, и в первую очередь Мипем Гьяцо (1846-1912), пришли к идее «недвойственной пустотности» (тиб. нъиме тонг), к-рой стремились объединить оба подхода: пустоты внутренней природы (рантонг) и пустоты внешней природы (гиеитонг). Между ними нет противоречия. Рантонг, применяя логику понятий, приводит к идее пустотности как отсутствия любой концептуальности и внутреннего самосущего. Шентонг, применяя йогическую медитацию, приводит к идее пустотности как отсутствия любых качеств, сил будды и всех внешних факторов существования.


Соч.: Дараната. История буддизма в Индии / Пер. с тиб. В. Васильева. СПб., 1869; Taranatha. Edelsteinmine, das Buch von den Vermittlern der sieben Inspirationen / Übers, von A. Grünwedel. SPb., 1913- 1914 (Bibliotheca Buddhica. XVIII); Taranatha's History of Buddhism in India / Transi, from the Tibetan by Lama Chimpa and Alaka Chattopadhyaya. Simla, 1970; Taranatha Jo Nang. The Seven Instruction Lineages (Bka' babs bdun ldan) / Transi, and ed. by D. Templeman. Dharamsala, 1990.

B.П. Андросов

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика