Татхагата

Татхагата (санскр. tathägata, тиб. детин шекпа, кит. жулай, яп. нёрай) — один из осн. терминов махаянского буддизма, этимологию к-рого устанавливают двояким образом, раскладывая его по правилам санскр. грамматики либо как tathä-gata, что означает «так пришедший», либо как tathä-ägata, что означает «так ушедший» (первое значение предпочитают в Тибете, второе — в Вост. Азии). Смыслов же у него, в соответствии с буд. текстами, еще больше: наречие «так» подразумевает у разных авторов «так же как и др. будды», «так освободившийся», «вставший на благородный путь освобождения и достигший совершенной мудрости», «учивший так же, следовавший тому же пути и к той же цели», из чего вытекает и понимание второй составляющей: «не пришедший неизвестно откуда и не ушедший неизвестно куда» и т.п. Т. является одним из десяти эпитетов Будды, использовался им самим в разговоре о себе или о других буддах, т.е. достигших окончательного освобождения. Встречается уже в каноне: в текстах, входящих в Сутта-питаку (в «Брахмаджала-сутте» из Диггха-никаи, во многих сутрах Маджджхима-никаи) и Абхидхамма-питаку (в трактате «Катхаваттху»), в «Милинда-паньхе», у Нагарджуны. Комментаторы буд. канона поясняли, что термин Т. по конвенции обозначает «живое существо» (satta), но Т. как особую сущность нельзя обнаружить ни в феноменах психофизич. жизни индивида, ни вне их. Нагарджуна в «Дашабхумика-сутре» писал о двух путях достижения нирваны: трудном, опирающемся на собственные усилия, и более легком, становящемся таковым благодаря состраданию Т. Этот термин связан с др. махаянским термином — татхата («таковость»), обозначающим истинную природу всех существ, «буддовость», обычно характеризуемую как «неизменная», «неподвижная» и «находящаяся выше всех понятий и разделений». Эта связь прослеживается в истолковании термина Т. как «достигший полной реализации таковости, ставший одним с Телом учения (дхармакая)». Как следствие принятия концепции Т. появляется еще один из эпитетов махаяны — «Колесница татхагат».


См. лит. к ст. Татхагата-гарбха.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика