Татхагата-гарбха

Татхагата-гарбха (санскр. tathägata-garbha, букв, «зародыш Так пришедшего», тиб. дешин шекпе нъинпо, кит. окупай цзан, яп. нёрайдзо) — полисемантичный термин махаянского буддизма, толкуемый как «семена Будды», «матрица Татхагаты», «сокровище Татхагаты», «вместилище учения Будды», «внутренняя причина или потенция достижения „буддовости" (буддхатва, буддхата)». Термин встречается уже в канонич. «Махапариниббана-сутте», где Т. определяется как вечная, блаженная, истинная самость, чистая «природа будды» (буддха-дхату), отождествляемая с «таковостью» (татхата) и универсальным состраданием. Согласно махаяне, «природа будды» («таковость») является подлинной, неизменной и вечной природой всех существ, залогом их освобождения независимо от того, на каком уровне существования они находятся. Временно эта природа затемнена загрязнениями (клеша), обусловливающими иллюзию и страдания эмпирич. бытия (сансара), препятствующими «прорастанию» «семян» (биджа), но однажды иллюзия рухнет и «семена» «прорастут». Тогда «зародыш будды» (Т.) обнаружит себя как совершенная «природа будды», переводящая обыденное, профанное сознание на высший уровень нирваны. Образы семени и зародыша используются в контексте концепции Т. в метафорич. смысле, поскольку Т. понимается в субстанциалистском ключе как неизменная, и в прямом смысле она не подобна ростку, развивающемуся во взрослое дерево, т.к. присутствует в живых существах изначально и целиком.

Вопрос о принадлежности всем существам «природы будды» стал ключевым в расколе тхеравады и махаяны. Тхеравада понимает Т. в узком смысле, не наделяя «семенами» будды и способностью к достижению нирваны каждого индивида. В махаяне трансформация «зародыша» в полного будду считается главной целью, залог ее достижимости — внутренняя «природа будды» в каждом, а средством выступает соответствующая духовная практика.

В махаянском канонич. трактате III в. «Татхагатагарбха-сутра» смысл термина Т. разъясняется сравнениями, основанными на различных значениях слова гарбха, таких как «утроба», «матка», «чашечка цветка», «сокровищница», «оболочка», «семя». Авторы уподобляют Т. буддам, спрятанным в чашечке цветка; благородному сыну в неблагородной утробе уродливой женщины; семени, спрятанному в бесполезной шелухе; сокровищнице, скрытой под домом бедняка. В сутре также содержится утверждение равенства всех живых существ, несущих в себе «зародыш будды» (но пока не пробудившихся), татхагатам (пробужденным). Их отличие от татхагат в том, что в них «природа будды» пока затемнена и загрязнена аффектами. Пробуждение и превращение в будду предстает здесь как автоматич. результат очищения от загрязнений {клеша). Роль Татхагаты в этом процессе минимальна с т.зр. совершаемых им действий (он только наставляет Восьмеричному пути, дает знание; адепт же своими силами реализует это «знание татхагаты» — татхагата-джняна), но первостепенна по значимости (поскольку Татхагата инициирует процесс устранения загрязнений).

Дальнейшая разработка концепции имеет место в «Шрималадэви-сутре» («Сутре царицы Шрималы»), где термин соотносится с внутр. потенцией, делающей существа способными достичь состояния «буддовости» (в ней сказано, что где нет Т., там существа не могут стать просветленными), и ассоциируется с третьим телом Будды — «дхармическим телом» (дхарма-кая).

В трактате «Ратнаготра-вибхага» («Рассмотрение источника сокровища [Будды]»), приписываемом Стхирамати I или Сарамати (оба жили ок. III в.) и предположительно оказавшем большое влияние на появление школы йогачара, говорится о тройственном существовании Т.: как тела Закона Будды (дхарма-кая), как «таковости» (татхата) и как линии преемственности сменяющих друг друга будд (татхагата-готра). «Таковость» определяется также как высшая истина, воспринимаемая совершенной мудростью, и дхарма-кая признается существующей внутри каждого. Концепция Т. обнаруживает монистич. тенденцию махаяны и противоречит фундаментальным буд. доктринам непостоянства (анитьята), бессубъектности (анатмавада), страдания (духкха). Она более распространена в Вост. Азии, чем в Индии или Тибете. В Индии на ее основе не возникло школы, в Тибете такой школой стала джонанг. В тиб. буддизме концепция Т. стала предметом многочисленных дискуссий теоретиков.

Сутры, излагающие доктрину «зародыша Будды», вскоре после написания были переведены на кит. язык и оказали большое влияние на известные кит. сочинения вроде «Да шэн ци синь лунь» («Шастра о пробуждении веры в махаяну», санскр. «Махаяна-шраддхотпада-шастра»). Доктрина занимает центр, место в учениях школ хуаянь-цзун (у Фа-цзана и Цзун-ми), тяньтай-цзун и чань-цзун.


Лит.: Nyanatiloka. Buddhist Dictionary. Manual of Buddhist Terms & Doctrines. Kandy (Sri Lanka), 1988; Brown B.E. The Buddha Nature: A Study of the Thatägatagarbha and Älayavijnäna. D., 1991; The Seeker's Glossary of Buddhism. 2nd ed. Updated end Enlarged. N.Y., 1998; Zimmermann M. The Thatägatagarbhasütra: The Earliest Exposition of the Buddha-Nature Teaching in India. Tokyo, 2002; Grosnick W.H. Tathagatagarbha // Encyclopedia of Buddhism / Editor in Chief Buswell R.E. N.Y., 2004. P. 826-828.

H.A. Канаева

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика