Тэндай-сю

Тэндай-сю 天台宗 («школа небесной опоры») — школа яп. буддизма, названа по горе Тяньтай в Китае, продолжает традицию кит. школы тяньтай-цзун. Др. названия — «школа цветка Дхармы» (хоккэ-сю), по названию «Лотосовой сутры» (яп. «Хоккэ-кё», санскр. «Саддхармапундарика-сутра»), а также «школа небесной опоры и цветка Дхармы» (тэндай хоккэ-сю). Основана Сайте в 805. Сайте противопоставлял Т. более ранним яп. буд. школам как настоящую школу махаяны, чьи ученики идут подвижническим путем бодхисаттвы. Гл. храм Т. с 820-х — Энря-кудзи на горе Хиэй. Др. крупным храмом Т. был Миидэра у подножия горы Хиэй. В IX-X вв. между ним и Энрякудзи нарастали разногласия по вопросу о передаче должности главы Т. и о монашеских посвящениях. Эти распри привели к расколу Т. на две ветви: «горную» (саммон-ха, Энрякудзи) и «храмовую» (дзимон-ха, Миидэра). Кроме «Лотосовой сутры» канонич. текстами Т. являются также «Сутра о великой паринирване» (санскр. «Махапаринирвана-сутра»), «Сутра о сетях Брахмы» (санскр. «Брахмаджала-сутра»), «Сутра о Великом солнце» (санскр. «Махавайрочана-сутра»), сочинения Чжи-и и др.

Сайте проповедовал учение школы тяныпай о способности каждого живого существа стать буддой, причем полагал, что это возможно «в нынешнем теле» (см. Сокусин дзёбуцу). Осн. задачей Т. Сайте считал «защиту государства» средствами буд. обряда, а также обучение и обрядовую подготовку монахов для гос. храмов. По замыслу Сайте, воспитанники Т. могли бы также служить державе как мирские чиновники, продолжая и в этом качестве милосердно заботиться обо всех живых существах. По Сайте, все буддисты Японии, монахи и миряне, способны к подвижничеству ради других, а потому могут образовать единую «общину бодхисаттв» {босацу со). Со второй пол. IX в. при Эннине и Энтине в Т. разрабатывается свое «тайное учение» (миккё), получившее название таймицу, «Сутра о великом солнце» оценивается выше «Лотосовой сутры» как более значимая для монашеской практики, а в самой «Лотосовой сутре» обнаруживается «тайное» содержание. Разрабатывается концепция тождества Будды Шакьямуни, учившего о спасении для всех и каждого, с космическим буддой Махавайрочаной (см. Вайрочана) как истинной сущностью, проявленной в каждом из явлений непостоянного мира. Все большую роль играет установка на построение «единого великого совершенного учения», ядром к-рого являлись бы сутры миккё. В X в. при Рёгэне (912-985) Т. добивается главенства в буд. общине Японии, в это время и в дальнейшем она играет роль гл. центра буд. образования. В рамках Т. первоначально развиваются яп. учения о «созерцании» (см. Дзэн-буддизм) и «памятовании будды [Амиды]» (нэмбуцу). В X-XI вв. в Т. складывается устная традиция наставлений по «исконной просветленности» (хонгаку), в ХП-ХШ вв. она получает письм. оформление. Тогда же появляются тексты Т. о почитании богов-комм, в т.ч. «Трактат сияющего Неба» («Ётэн ки»). В них изложена одна из версий учения синтоизма — санно синто (по имени Санно — божества горы Хиэй), содержавшая интерпретацию доктрины хондзи-суйдзяку. В XIII-XIV вв. Т. ведет полемику с новыми школами дзёдо-сю, дзэн-сю и нитирэн-сю (чьи основатели учились в Т., но затем покинули ее), доказывая, что их учения лишь повторяют и доводят до крайности отдельные идеи, уже разработанные в учении Т. С конца XIV в. школа в основном замыкается в себе, поддерживая традиции буд. учености и «тайной» обрядности. В пору гражданских войн конца XVI в. храмы Т. были разгромлены, а в XVII в. шло восстановление школы.

Учение Т. делится на четыре главных раздела: 1. «Совершенное», или «круглое» учение (энкё) — толкование «Лотосовой сутры». Гл. установки этого учения можно свести к тому, что каждое живое существо способно стать буддой и что различия между разными направлениями буддизма условны, т.к. по сути есть только одно учение — «единая колесница». В энкё различаются две части «Лотосовой сутры»: «врата следа» (сякумон), где Будда Шакьямуни предстает еще как земной учитель, применяет «уловки» (хобэн), и «исконные врата» (хоммон), где Шакьямуни откры- вает, что он и есть вечный Будда. В этом же разделе учения Т. говорится о единстве «трех истин» — «пустой», «временной» и «срединной» (ку-ка-тю). 2. «Тайное учение» — наставления по проведению обрядов с применением «истинных слов» (сингон), обладающих непосредственной чудотворной силой (санскр. мантра, дхарани), особых жестов (санскр. мудра), изображений (санскр. мандала) и др., а также объяснения смысла таких обрядов. 3. «Учение о созерцании» (дзэнкё) разрабатывает способ сосредоточения, выдвинутый Чжи-и, «прекращение [неведения] и постижение [сути]» (сикан, санскр. шаматха и випашьяна), созерцание «трех тысяч миров в одном мгновении» (итинэн сансэн). 4. «Учение о заповедях» (каике) осмысляет буд. устав в его махаянской разновидности и посвящения для монахов и мирян, основанные на «Брахмаджала-сутре». Т. также развивает учение тяньтай-цзун о «пяти временах и восьми учениях». В XIII-XIV вв. Т. приходит к другой схеме различения учений на основе «четырех уровней роста» (сисю кохай): 1. «Прежние учения» (нидзэн), т.е. учения до «Лотосовой сутры». 2. «Врата следа» (сякумон) в «Лотосовой сутре». 3. «Исконные врата» (хоммон) в «Лотосовой сутре». 4. «Созерцание сердца» (кансин), оно же «прекращение [неведения] и постижение [сути]» (сикан). Идейный вклад Т., состоящий в восприятии мира явлений как абсолютно реального, истинного бытия, разработке концепции «исконной просветленности», во многом определил облик яп. буддизма.


Лит.: Groner P. Saicho: The Establishment of the Japanese Tendai School. Berk., 1984; Tendai Buddhism in Japan / Ed. by P.L. Swanson // Japanese Journal of Religious Studies. 1987. No. 14/2-3; Groner P. Ryogen and Mount Hiei: Japanese Tendai in the Tenth Century. Honolulu, 2002.

H.H. Трубникова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика