Терма

Терма (тиб. gter — «клад», «сокровище», gter ma — «сокровенные книги, книги из кладов»). Одна из традиций передачи буд. учений/текстов («кладов») в Тибете, а также сами тексты, к-рые относятся к этой традиции. К ранним Т. принято относить праджняпарамиты сутры, будто бы спрятанные ногами и впоследствии обнаруженные Нагарджуной во II в. н.э. Но именно в Тибете эта традиция получила дальнейшее развитие. Ключевая роль принадлежит Падмасабхаве (VIII в.), родоначальнику буд. школы ньингма, к-рый, согласно жизнеописаниям, умышленно скрыл тексты, содержащие тайные учения, в скрытых землях для будущих поколений. Тертоны, т.е. «открывшие клад», считаются воплощениями главных учеников Падмасабхавы, к-рым он передавал учения, осн. фигурами в распространении Т. Традиция упоминает «сто великих» и «тысячу малых» тертонов. Первый тертон, Сангье лама, появился в XI в. Временной период между «сокрытием» и «открытием» Т. может составлять даже несколько веков, тем не менее Т. как традиция передачи учения считается «короткой», т.к. между учителем, «сокрывшим» Т., напр., в XI в., и совр. тертоном, «открывшим» Т. в наше время, нет посредующего звена. Такая линия, как представляется, исключает какие-л. искажения в учении, к-рые, напр., могли появиться в «длинной» линии передачи, называемой кама. Полный список Т. насчитывает тысячи разнообразных текстов: в большинстве своем это тантры, также историч. тексты, биографии знаменитых тиб. деятелей, объяснения фил ос. и доктринальных вопросов, пророческие тексты, наставления по медитации и ритуалам, сюда же относят предметы ритуально-культового назначения и т.п. Преимущество Т. заключается в том, что это выраженные прямо, не требующие толкования учения (санскр. нитартха; см. Герменевтика в буддизме), легко и ясно изложенные, простые для понимания и практики. Существует много классификаций Т. По самой известной системе Джамгон Контрула (XIX в.), есть 2 осн. вида: Т. земли (сатер), к-рые обнаруживаются в материальных объектах: земле, скалах, пещерах и пр., и Т. ума (гонтер), к-рые обнаруживаются в уме тертона. Считается, что Т. сопряжены со временем их обнаружения и всегда оказываются актуальными и оптимальными для текущего настоящего. Процесс «открытия» новых Т. продолжается и в XXI в.


Лит.: Тартанг Тулку. К естественной свободе ума // Гаруда. 1997. № 1; Gyatso J. Apparitions of the Self. Princeton Univerity Press, 1998; Тулку Тхондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета. СПб., 2006; Jacoby S.H. Consorts and Revelation in Eastern Tibet: The Autobiographical Writings of the Treasure Revealer Sera Khandro (1892-1940). University of Virginia, 2007.

B.A. Иванова

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика