Тридцать два знака

Тридцать два знака (кит. санъ ши эр сян) — специфич. характеристики тел будд, бодхисаттв, главных богов (Брахмы, Индры) и четырех небесных царей (кит. сы да тянь вон). В «Рассуждениях о великом знании-переправе» (санскр. «Махапраджняпарамита-шастра», кит. «Да чжи ду лунь») эти характеристики перечисляются в след. порядке: 1) плоские подошвы; 2) изображение Колеса Дхармы на обеих подошвах; 3) длинные и тонкие пальцы рук; 4) широкие и плоские пятки; 5) перепонки между пальцами рук и ног; 6) исключительно гибкие руки и ноги; 7) ноги (стопы) с высоким подъемом; 8) тонкие, как у оленя, ноги; 9) длинные, опускающиеся ниже колен руки; 10) невидимый для окружающих половой орган; 11) размах рук равен росту; 12) все волоски на теле поднимаются вверх; 13) волоски, растущие из каждой поры на теле; 14) золотой цвет тела (в «Лотосовой сутре» [санскр. «Саддхармапундарика-сутра», кит. «Мяо фа лянь хуа цзин»] говорится о «знаках золотого цвета»); 15) свет, испускаемый телом; 16) тонкая и мягкая на ощупь кожа; 17) хорошо развитые мышцы рук, ног, плеч и шеи; 18) хорошо развитые мышцы ниже подмышечных впадин; 19) благородный, подобный львиному, торс; 20) рослое и стройное тело; 21) широкие плечи; 22) сорок зубов; 23) ровные зубы; 24) четыре белых клыка; 25) полные, как у льва, щеки; 26) никем не превзойденная способность ощущать запахи; 27) длинный и широкий язык; 28) звучный голос, к-рый слышен очень далеко, вплоть до неба Брахмы; 29) голубые глаза; 30) длинные, как у коровы, ресницы; 31) шишка на темени; 32) завиток белых волосков, завивающихся вправо, растущих между бровей. Согласно «Рассуждениям о великом знании-переправе», эти знаки проявляются в результате совершения благих деяний в течение трех «неисчислимых» (асанкхея) кальп, причем один «знак» является вознаграждением за совершение ста благих деяний.


Лит.: Stcherbatsky Th. The Central Conception of Buddhism and Meaning of the Word "Dharma". L., 1923; Адзиа буккё си. Нихон хэн (История буддизма в Азии. Япония). Т. 1. Токио, 1972; Канаока Сюю. Дайдзё буккё (Буддизм махаяны). Токио, 1975; Japanese-English Buddhist Dictionary. Tokyo, 1979; Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987; Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной Дхармы. Сутра о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит., коммент. и подгот, изд. А.Н. Игнатовича. М., 1998.

По материалам А.Н. Игнатовича

Источник - энциклопедия Философия буддизма - Российская академия наук Институт философии / Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В.Г.Лысенко (заместитель ответственного редактора), С.М.Аникеева, Л.Б.Карелова, А.И.Кобзев, А.В.Никитин, A.A. Терентьев




Яндекс.Метрика